Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
50 время онѣ представляютъ пѣшеходныя тропы, прерываемыя водяаыми сооб- щеніями па лодкахъ по рѣкамъ и озерамъ, а зимою болѣе и менѣе наѣз- жаются кережками и санями рѣдкихъ путниковъ, при чемъ иногда только инстинктъ лопаря способенъ бываетъ привести затеряннаго въ пустынѣ чело- вѣка, куда слѣдуетъ. Внрочемъ, зимніе тракты, по которымъ временами передвигаются партіи поморовъ, на открытыхъ мѣстахъ обставляются зна ками и отъ болішаго числа проѣзжихъ не только наѣзжаются, но даже приводятся въ дурное состояніе, О пріютахъ на этихъ путяхъ было уже сказано выше. П у т и с о о б щ е н і я . Но что говорить о путяхъ сообщенія на Коль- скомъ полуостровѣ, когда колесныя дороги кончаются Сумскимъ по.садомъ и на всемъ громадномъ пространствѣ къ сѣверу отъ него и колеса въ заводѣ нѣтъ *). Даже къ уѣздному городу Кеми, находящемуся въ каКихъ- нибудь ста верстахъ отъ Сумскаго пссада, проѣзжей дороги нѣтъ. До зим- няго пути всѣ сообщенія производятся тамъ по морю, рѣдко на пароходахъ, а больше въ утлыхъ карбасахъ, управляемыхъ бабами; зимою же ѣздятъ -также, какъ и на Кольекомъ полуостровѣ. . А между тѣмъ городъ Кемь по численности своего флота даже сопер, ничаетъ съ Архангельскомъ 3S). Желѣзная дорога положила бы конецъ такому печальному положенію страны. По крайней мѣрѣ главная часть вопроса о путяхъ сообщенія во всей западной части Архангельской гѵберніи была бы рѣшена наилучшимъ образомъ. Но полагаю, что вслѣдъ за тѣмъ необходимо обратить вниманіе и на колесныя дороги,— на первый . разъ проложить хотя бы нѣкоторыя изъ нихъ, напр., отъ Кандалакши вокругъ полуострова черезъ всѣ при- брежныя селенія и становища, отъ Поноя. до Раснаволока, отъ Кузомени до Семи острововъ или иного пункта Мурманскаго берега, отъ Кандалакши черезъ погосты Сонгельскій и Пазрѣцкій и монастырь Печенгскій въ Колу. Съ устройствомъ же военнаго порта въ Екатерининской гавани часть дорогъ должна быть проложена со стратегическими цѣлями. Безъ такихъ дорогъ населеиіе всегда останется безучастнымъ къ развитію своего благосостоянія, никогда не заведетъ скота, луговъ и проч. И действительно* можно ли разечитывать на развитіе какого-либо хо зяйства въ странѣ, если, наир., за доставку груза на разстояніе ВО верстъ приходится платить по 1 руб. 20 коп. съ пуда; или, можно ли ожидать, что кто-нибудь направится въ страну, гдѣ иутникамъ случается по недѣлямъ сидѣть подъ елкой и ждать у моря погоды. Достаточно, если дороги, о которыхъ идетъ рѣчь, будутъ шириною всего какихъ-нибудь 1— 1 ,5 саж. Нужно только, чтобы на устройство ихъ былъ употребленъ хорошій матеріалъ, валуны и хрящеватый песокъ, кото рые находятся здѣсь повсюду въ избыткѣ. Но, конечно, онѣ должны быть проложены со смысломъ, чтобы избѣжать напрасныхъ подъемовъ и спусковъ и не дѣлать лишнихъ обходовъ и крюковъ, какіе часто попадаются на существующихъ тропахъ. На дорогахъ этихъ должны быть приличные *) Это относится къ 1894 году. . 38) Экономическое значеніе Бѣломорскаго канала составлено К. А. Крыловыыъ (Изда- ніе Олонецкаго губернскаго земства, подъ редакціей предсѣдателя губернской земской управы В. В. Савельева). Гл.- IV стран. 118—119. ' •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz