Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
кромѣ небольшого участка съ селомъ Кандалакшей, который относится къ Кемскому уѣзду, равняется 1 1 0 .5 7 6 кв. верстъ или 1 1 . 5 0 0 .0 0 0 десятинъ. Отъ Кандалакши до границы Норвегіи 2 9 0 вер. и отъ Св. Носа до гр а ницы Финляндіи = 4 8 0 вер. Западная часть уѣзда, отъ линіи Кандалакша— Кола, считается лучшею. Почва и лѣса здѣсь лучше, чѣмъ въ восточной части. Численность постояннаго населенія уѣзда, количество построекъ и скота, принадлежащихъ этому населенію, выражаются слѣдующими цифрами: Населеніе: мужчинъ . . . . . . 4 .2 0 8 „ ж е н і ц и н ъ ................................. 4 .1 6 2 — --------8 .3 6 5 Церквей ,і5) ............................................ 35 Б о л ь н и ц ъ ........................................................................ 5 Школъ .............................................................................. 13 Хлѣбныхъ магазиновъ ................................. ..... . 18 Д о м о в ъ .................................................. . . . . 1 .087 Т у п ъ ................................. . ................................. 20 6 Волостныхъ правленій Зь) ....................................... 7 Нежилыхъ с т р о е н і й ............................................ , 1 .581 Землянокъ • . ................................. ..... 97 Рыбопромышленныхъ станцій . . . . . 2 0 0 Ф а к т о р і й ...................... ..... . 20 Л а в о к ъ ....................................................... 20 Заводовъ 37) . . . . . . ............................................ 2 Лошадей ........................................................................ 19 Быковъ и коровъ . . . . . . . . . . . 1 .4 7 3 Телятъ . . . . . . . . . . . . . 140 Овецъ ............................................................................. 4 .2 6 9 Оленей - ...................... ....................................... 4 3 .0 5 4 О временномъ— промысловомъ населеніи уѣзда свѣдѣній у В. И. См нова подъ рукой не было, но полагаю, что оно бываетъ не менѣе трехъ четырехъ тысячъ человѣкъ, стекающихся на Мурманскій берегъ изъ По морья черезъ Кандалакшу или на судахъ черезъ горло Бѣлаго моря, а также изъ Финляндіи. Промыслы начинаются по западной сторонѣ Мур- манскаго берега съ половпны апрѣля, а по восточной— съ іюня. Кончаются же съ 10 по 20 августа, послѣ чего, до послѣдняго парохода, остается лишь малое число промыгаленниковъ. Поморы, направляющіеся на Мурманъ черезъ Кандалакшу, отъ Раснаволока идутъ двумя путями,— около 2/я на Колу и Vs на восточный становища черезъ Ловозеро. Направленія зимнихъ и лѣтнихъ путей сообщенія на полуостровѣ пока заны на картѣ, скомпанованной самнмъ В. И. Смирновымъ, которую онъ обязательно далъ мнѣ для снятія копіи. Я говорю направленіе путей, потому, что, по моему мнѣнію, дорогами назвать ихъ нельзя. Въ лѣтнее 35) И зъ нихъ одна кирка на западной сторонѣ въ колоніи Ура. зі;) Два вреленныхъ: одно въ колоніи Вайда-губа—лѣтомъ; другое въ Печенгѣ Мона стырской—зимою. з;) И зъ нихъ одинъ китобойный въ Еретикахъ—въ бездѣйствіи. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz