Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

кромѣ небольшого участка съ селомъ Кандалакшей, который относится къ Кемскому уѣзду, равняется 1 1 0 .5 7 6 кв. верстъ или 1 1 . 5 0 0 .0 0 0 десятинъ. Отъ Кандалакши до границы Норвегіи 2 9 0 вер. и отъ Св. Носа до гр а ­ ницы Финляндіи = 4 8 0 вер. Западная часть уѣзда, отъ линіи Кандалакша— Кола, считается лучшею. Почва и лѣса здѣсь лучше, чѣмъ въ восточной части. Численность постояннаго населенія уѣзда, количество построекъ и скота, принадлежащихъ этому населенію, выражаются слѣдующими цифрами: Населеніе: мужчинъ . . . . . . 4 .2 0 8 „ ж е н і ц и н ъ ................................. 4 .1 6 2 — --------8 .3 6 5 Церквей ,і5) ............................................ 35 Б о л ь н и ц ъ ........................................................................ 5 Школъ .............................................................................. 13 Хлѣбныхъ магазиновъ ................................. ..... . 18 Д о м о в ъ .................................................. . . . . 1 .087 Т у п ъ ................................. . ................................. 20 6 Волостныхъ правленій Зь) ....................................... 7 Нежилыхъ с т р о е н і й ............................................ , 1 .581 Землянокъ • . ................................. ..... 97 Рыбопромышленныхъ станцій . . . . . 2 0 0 Ф а к т о р і й ...................... ..... . 20 Л а в о к ъ ....................................................... 20 Заводовъ 37) . . . . . . ............................................ 2 Лошадей ........................................................................ 19 Быковъ и коровъ . . . . . . . . . . . 1 .4 7 3 Телятъ . . . . . . . . . . . . . 140 Овецъ ............................................................................. 4 .2 6 9 Оленей - ...................... ....................................... 4 3 .0 5 4 О временномъ— промысловомъ населеніи уѣзда свѣдѣній у В. И. См нова подъ рукой не было, но полагаю, что оно бываетъ не менѣе трехъ ­ четырехъ тысячъ человѣкъ, стекающихся на Мурманскій берегъ изъ По­ морья черезъ Кандалакшу или на судахъ черезъ горло Бѣлаго моря, а также изъ Финляндіи. Промыслы начинаются по западной сторонѣ Мур- манскаго берега съ половпны апрѣля, а по восточной— съ іюня. Кончаются же съ 10 по 20 августа, послѣ чего, до послѣдняго парохода, остается лишь малое число промыгаленниковъ. Поморы, направляющіеся на Мурманъ черезъ Кандалакшу, отъ Раснаволока идутъ двумя путями,— около 2/я на Колу и Vs на восточный становища черезъ Ловозеро. Направленія зимнихъ и лѣтнихъ путей сообщенія на полуостровѣ пока­ заны на картѣ, скомпанованной самнмъ В. И. Смирновымъ, которую онъ обязательно далъ мнѣ для снятія копіи. Я говорю направленіе путей, потому, что, по моему мнѣнію, дорогами назвать ихъ нельзя. Въ лѣтнее 35) И зъ нихъ одна кирка на западной сторонѣ въ колоніи Ура. зі;) Два вреленныхъ: одно въ колоніи Вайда-губа—лѣтомъ; другое въ Печенгѣ Мона­ стырской—зимою. з;) И зъ нихъ одинъ китобойный въ Еретикахъ—въ бездѣйствіи. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz