Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

48 пндепіеііъ рѣки Колы, здѣсь можно было бы установить вододѣйствующія машины, какъ для нагаетап ія воды въ водопровода такъ и для разпыхъ механическихъ цѣлей, съ электрической передачею силы къ станкамъ желѣзнодорожныхъ мастерскихъ, къ различнымъ сигнальнымъ аппаратамъ н пр. Но., конечно, относительная выгода подобиыхъ устройствъ можетъ быть выяснена лишь подробпыми проектами. Съ устройствомъ желѣзной дороги, для города Колы паступитъ повая эра дѣятельнаго развитія, а между тѣмъ маленькая площадка, па которой онъ стоитъ, прорѣжется линіей желѣзной дороги и подъ желѣзнодорожпую станцію отойдетъ зпачнтельная часть этой площади, а слѣдовательно, городу почти не останется мѣста для расіпиренія. Въ настоящее время въ немъ считается 120 домовъ и 6 0 0 человѣкъ жителей обоего пбла; съ устройствомъ же здѣсь станціи съ пароЕОзнымъ депо и мастерскими, населеніе города сразу увеличится, а затѣмъ начнется прироста его вслѣдствіе развитія торговыхъ дѣлъ, паѣзда административныхъ лицт, расположения войсковыхъ частей, наплыва рабочихъ и т. д. Поэтому необходимо впередъ составить планъ расширенія города въ зависимости отъ положенія станціи желѣзной дороги. Сѵществующія постройки па планѣ города показаны не вѣрно, и въ малой части города не показана значительная группа построекъ; по берегу Туломы также не показано нѣсколько дворовъ. З а н я т і я ж и т е л е й г. К о л ы . Полевого'и огороднаго хозяйства у колянъ нѣтъ, но по Туломѣ пришлые финляндцы сѣютъ ячмень, картофель, горохъ', лукъ и получаютъ урожай 33). Главное занятіе мѣстныхъ жителей— рыбный промыселъ. Кирпича въ Колѣ не дѣлаютъ, извести и алебастра нѣтъ. Всѣ строительные матеріалы, кромѣ камня и лѣса, доставляютъ изъ Архангельска. Бревна сплавляются лопарями м) по Туломѣ и вывозятся на оленяхъ, при чемъ одинъ олень таіцитъ бревно толщиною до 5 верш, и длиною до 8 арш. Дрова люди в.озятъ сами при помощи собакъ. Въ лѣт- нее время собакъ этихъ плохо кормятъ, вслѣдствіе чего онѣ нападаютъ иногда на овецъ и ѣдятъ ихъ. Пострадавшіе хозяева въ отместку за своихъ барановъ разбрасываютъ отраву, отъ которой много собакъ погибаетъ. Во время нашего пребыванія въ городѣ мы нѣсколько разъ видѣли отравив­ шихся собакъ, которыя околѣвали въ судорогахъ, несмотря на разныя сред­ ства, которыми ихъ старались спасти. Полной ночи въ Колѣ никогда не бываетъ, хотя солнца и невидно. Въ темное время, въ теченіе 2— 3 часовъ въ день, всегда можно читать и писать безъ свѣчей. С в ѣ д ѣ н і я о г. К о л ѣ и е г о у ѣ з д ѣ . Свѣдѣнія о пространствѣ и постоянномъ населеніи Кольскаго полуострова, также какъ о направленіп путей сообіценія и нѣкоторыя другія, нижеслѣдующія, предупредительно сообщены мнѣ г. исправникомъ В. И. Смирновымъ. Площадь Кольскаго уѣзда, заключающая въ себѣ весь полуостровъ, 33) По Туломѣ въ дикомъ состояніи растетъ красная смородина, ягоды кото вполнѣ вызрѣваютъ. Объ этомъ см. также „Труды Спб. Общ. Естествоиспытанія I, XII. 1882 г.“, „Кольскій полуостровъ•* Н. Кудрявцева, стран. 238. 3J) Самыми ловкими сплавщиками лѣса по рѣкамъ и порогамъ на всемъ сѣверѣ считаются онежане, которые достигли въ этомъ дѣлѣ необычайнаго искусства. Напр., говорягь, что онежанину ничего не стоитъ проплывать пороги, стоя на одномъ бревнѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz