Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

47 рѣка постоянно стремится- подмывать. Нѣсколько лѣтъ назадъ здѣсь про­ изошло столь сильное обрушеніе откоса, что жители города были встрево­ жены его шумомъ, а рѣка Кола измѣнила при этомъ свое теченіе и впа- даетъ теперь въ губу за Монастырскимъ (Кладбищенскимъ) островомъ, ко­ торый она ире;кде отдѣляла отъ города. Въ настоящее время это старорѣчье затопляется только морскими приливами. Но есть еще и другое старорѣчье той же рѣки, гораздо болѣе древнее, очевидно образовавшееся такимъ же образомъ, которое лежитъ выше и частью занято городскими постройками. Такимъ образомъ, рѣка Кола, обрушая Салавараку, постепенно передвигаетъ свое устье къ сѣверу и заноситъ ближайшія части губы. Но, удаляясь во времена давно прошедінія, можно предположить, что нѣкогда рѣка Кола была совершенно преграждена горой Салаваракой, позади которой, па всемъ протяженіи большого плеса, вмѣсто нынѣшней рѣки, было огромное ледни­ ковое озеро, гдѣ отлагались глины и отмытый песокъ. Въ тѣ времена основ­ ной рѣкой здѣшнпхъ мѣстъ была, слѣдовательио. не Кола, а 'Гулома, въ которую водьг озера могли переливаться непосредственно черезъ Салавараку, смывая съ пея болѣе мелкій матеріалъ къ подножію горы. Главное русло такихъ каскадовъ шло тогда по направленію нынѣшняго зимника, гдѣ замѣ- чается руслообразпая лощина, лежащая по Туломѣ, выше наносной площади, на которой расположенъ городъ. Переливаніе водъ озера черезъ Салавараку и образованіе у подножія ея наносной площади изъ матеріаловъ, смытыхъ съ горы, продолжалось до тѣхъ поръ, пока вода не прорвала, наконецъ, преграды въ сѣверной сторонѣ, гдѣ и теперь продолжаетъ непрерывно углублять и расширять сдѣланную ею брешь. Чтобы остановить дальнѣйшее обрушеніе .горы рѣкою, необходимо регу­ лировать русло Колы приведеніемъ его къ правильному профилю на всемъ протяженіи подиожія горы и даже нѣсколько болѣе. Для этого придется сдѣлать выемку въ скалахъ праваго берега, главнымъ образомъ въ двухъ мѣстахъ (на длинѣ около 50 и 100 саж.) и защитить подножіе высокаго, сыпучаго откоса лѣваго берега, на протяженін примѣрно одной версты, стѣнкою нзъ крупныхъ валуновъ, которые должпы быть перевалены сюда изъ-подъ праваго берега или убраны изъ самаго русла рѣки. По такой стѣнкѣ и должна будетъ пройти здѣсь линія желѣзной дороги, чтобы непосредственно за горою вступить на городскую площадь, длиною отъ подошвы Салавараки до берега Туломы около 4 6 0 сан;., гдѣ должна быть расположена станція. В о д о с н а б ж е н і е г о р о д а . Одновременно съ регулированіемъ русла Колы подъ Салаваракой, рѣка могла бы быть возвращена къ городу, кото­ рый, удаленіемъ рѣки за островъ, лишился близости прѣсной воды. Жители города въ настоящее время ѣздятъ за водою къ устью рѣки, въ карбасахъ вокругъ Мопастырскаго (Кладбищенскаго) острова, притомъ только во время- прилива, потому что въ малую воду ѣздитв туда неудобно. Возвращая рѣку къ городу, можно было бы предварительно нѣсколько расчистить и углубить русло нынѣшшіго ея старорѣчья и тѣмъ. исправить и удлинить городскую пристань для мелкихъ судовъ и лодокъ. Впрочемъ, вопросъ о прѣсной водѣ можно рѣшить и инымъ способомъ, а именно устройствомъ водопровода изъ плеса рѣки Колы, при чемъ водопроводъ этотъ могъ бы быть обіцимъ, какъ для города, такъ. и для желѣзнодорожной станціи. Кромѣ того, пользуясь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz