Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

4G Черезъ два дня къ нашей экспедиціи пришшулъ архангельскій фото- графъ Яковъ Ивановпчъ Лейцингеръ, прибывшій на пароходѣ яЛомоносовъ“ Общества Архангельске-Мурмаискаго срочнаго пароходства Якова Ивановича я при глас илъ проѣздомъ черезъ Архангельскъ, когда онъ отправлялся съ губернаторомъ на Мурманскій берегъ и Новую Землю. Въ его пріятноыъ обществѣ мы совершили отсюда все путешествіе по Коль­ ской губѣ, при чемъ онъ снялъ для насъ многіе виды лѣваго берега губы. Сдѣлавъ визиты г. исправнику, нашему уважаемому спутнику С. II. Пав ­ ловскому и нѣкоторымъ другимъ лицамъ мѣстпой адмииистраціи и получивъ отъ г. исправника, почтеннаго Василія Ивановича Смирнова, многія полезныя свѣдѣнія и указанія, я принялся ва осмотръ ближайшихъ окрестностей города. Г о р а С а л а в а р а к а . Прежде всего надлежало окончить изслѣдованіе мѣствос-ти для подхода лпніи желѣзной дороги къ городу, въ связи съ пересѣченіемъ Туломы на дальнѣйшемъ направленіи линіи къ Екатеринин ­ ской гавани, по лѣвому берегу Кольской губы. Съ этой цѣлыо я нредпринялъ осмотръ горы Салавараки съ барометри­ ческой пивелировкой по направленно зимника, который пролегаетъ по южной ея сторонѣ. Р азстоявіс по шагомѣру въ саж. 3 95 851 23 4 21S 2 72 105 2 .0 7 5 Сколько можно судить по наружному осмотру, гора эта состоитъ изъ хрящеватаго песку въ смѣси съ окатанными валунами, величиною отъ са - мыхъ крошечныхъ до громадныхъ, вѣсомъ въ нѣсколько сотъ пуд. Нагро- можденіе огромныхъ валуновъ, мѣстами устилающихъ вершину горы и воз­ вышающихся надъ нею на подобіе скалъ, локазываетъ. что гора эта п ѣ когда была гораздо выше, и что болѣе мелхгій матеріалъ снесонъ съ нея водою, вслѣдствіе чего крупные камни осѣли на ея поверхности. Рѣка Кола оги- баетъ гору съ сѣверной стороны и прижимается къ ней скалами праваго своего берега, которыя спускаются наклонно въ рѣку и далѣе подъ основа- ніе горы. Дѣйствуя, какъ полузапруды, опѣ отбрасываютъ струю воды, суживающуюся здѣсь до' 3 — 5 саж., къ основанію горы, которую поэтому 32) Пароходъ „Ломоносовъ", на котороыъ только что совершилъ свое путешес Г. Мпнистръ фпнансовъ, опаздывалъ на два дня, потому что не успѣлъ еще войти этимъ рейсомъ въ срочное росписаніе. Въ К олѣ ж е, за отсутствіемъ телеграфа, начинали уж е безпокоиться объ его участи. Въ настоящее время, по докладу Г. Министра финансовъ, телеграфъ на Кольскомъ полуостровѣ предположено у ж е строить. Осуществленіе этого проекта было бы величайшимъ благодѣяніемъ для края. Высоты въ саж 1) Устье Туломы на уровпѣ средн. прилива . 0 ,0 0 2) Подпожіе Салавараки (уровень городской площади) ............................................................. 6,4 3) Начало сѣдла горы (общій уровень г. Сала­ вараки можетъ быть принятъ на высотѣ 40 саж .)............................................................... 2 7 , 5 4) Конецъ сѣдла г о р ы ....................................... 27 ,5 5) Подошва горы по другую сторону . . . 2 2 ,8 6) Точка соединенія зимника съ лѣтникомъ . 2 2 ,8 7 ) Плесъ рѣки К о л ы ............................................ 14 ,3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz