Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

45 городъ Колу. Былъ прекрасный теплый день и съ вершины Салавараки, которую рѣка огибаетъ узкимъ порогомъ съ сѣверной стороны, передъ нами открылись прекрасные, на этотъ разъ, ложно сказать, итальянскіе виды на Кольскую губу и на Тулону. У подножія горы на небольшой низменности, площадью въ 0,4о кв. версты, при сліяніи рѣки Колы съ Туломой распо­ ложился маленькій, но древвій городом. Кола j0), піоиеръ русскихъ посе- леній на дальнемъ сѣверѣ. Между группами почернѣвшихъ отъ времени деревянныхъ домовъ съ мезонинами и безь мезовиновъ, и старенькихъ хатъ ^1) красуется бѣлая деревянная церковь и новое двухъ-этажное зданіе полицейскаго управленія, съ оградою; есть одинъ каменный домикъ и нѣ- сколько обшитыхъ тесомъ и окрашенныхъ домовъ, а далѣе на островѣ видно кладбище съ маленькой деревянной церковью, которая теперь ремонтирова­ лась. Главный проспекта города составляете набережная, вытянувшаяся по старорѣчыо рѣки Колы, у которой останавливаются мелкія суда и лодки. Крупныя суда и пароходы подходить къ городу не могутъ и останавливаются вь В— 5 верстахъ оть него, за Дровянымъ мысомъ лЬваго берега Кольской губы. Н а набережной почти всѣ дома принадлежать купцамъ и другимъ болѣе состоятелыгымъ людямъ, здѣсь почтовая контора, квартира г. исправ­ ника я т. д. Улицы не вымощены, да и падобвостн въ томъ, конечно, нѣтъ. Онѣ поросли зеленого травой и слѵжатъ больше выгононъ для скота, да для игръ молодежи. Но по сторонамъ ихъ сдѣланы для пѣшеходовъ исправные деревянные тротуары. Въ городѣ, какъ и повсюду въ окрест- ностяхъ, бѣгаетъ множество пеструшекъ (лемминговъ); даже кошкамъ, ви ­ димо, иадоѣло ихъ ловить;— онѣ хватаютъ ихъ какъ-то нехотя и выѣдаютъ только мозгъ. Этотъ хорошенькій и оригинальный звѣрекъ пачалъ попадаться аамъ еще на переходѣ между Пельмесозеромъ и Колозеромъ и съ тѣхъ поръ мы постоянно видѣли его повсюду: на сухихъ возвышенностяхъ, въ мокрыхъ болотахъ, въ каменьяхъ пороговъ, плавающпмъ по водѣ, однимъ словомъ, онъ, кажется, совершенно не различаете мѣстносги и, влекомый своимъ инстинктомъ на указаепыхъ ему природою путяхъ періодическихъ переселеній, не останавливается ни передъ какими препятствіями. Оаъ похожъ на маленькаго сурка, цвѣтъ шкурки его— желтый съ черпымъ, хвостикъ едва замѣтный, вся длина звѣрка— дюймовъ 5. Теперь онъ жилъ въ одиночку. Питается онъ растеніями, отчаянно пищите, не то отъ злобы, не то со страху, когда проходишь мимо пего даже въ нѣсколькихъ саже- няхъ, хотя бы онъ и сидѣлъ гдѣ-набудь спрятавшись. Бпрочемъ, онъ имѣегъ основаніе жаловаться такъ громко, потому что всѣ его обижаютъ: различные птицы и звѣри охотятся за нимъ, а люди, по грубости и по дурной привычкѣ, безъ всякой надобности потѣшаются падъ нимъ, калѣчатъ и убиваютъ. Въ прежнее время его убивали на шкурки, но теперь почему- то промыселъ этотъ оставленъ, а между тѣмъ такой красивый п нѣжный мѣхъ, кажется, могъ бы найти себѣ примѣпіе. Съ устройствомъ желѣзной дороги догадливые люди, вѣроятпо, не преминута опять пустить его въ оборотъ. 3°) Нцзваніе города звучитъ глубокою древностью (См. „Бытовые остатки населишковъ ІІльмепско-Волховскаго побережья и земель великоновгородскаго державства каменнаго вѣка“. В. С. Передольскаго, стран. 14—19). Но болѣе или менѣе постоянное населеніе Колы относится предположительно ко второй четверти XVI вѣка. (См. „Русскіе лопари“ очерки прошлаго и современнаго быта). Николая Харузина, стран. 39. 31) Всѣ постройки въ городѣ Колѣ обыкновенной конструкціи, ничѣыъ не отлич щіяся отъ построекъ другихъ местностей Имперіи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz