Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

41 изъ котораго не выходить іі весной. Ширина меженной воды здѣсь саж. 7'— 8, а весной саж. 10 — 12. Берега здѣсь высокіе и скалистые, перехо­ днике далѣе въ вараки. Въ окрестностяхъ Печи-губы попадаются покаты я моховыя пространства, по которымъ, очевидно, протекаетъ по временамъ, особенно весною, довольно много воды. Они обозначаются низменными тр а ­ вяными плѣшинами и полосами, или еще рельефнѣй— скопленіемъ валуновъ, мѣстами обмытыхъ неправильными струями воды. Вероятно вода скопляется здѣсь только періодически, можетъ быть въ нисколько лѣтъ одинъ разъ и не надолго, такъ что теченіе ея не настолько постоянно, чтобы выразиться хотя бы русломъ высыхающаго ручья. О з . И м а н д р а о т ъ г у б ы І І е ч и до у. р. К у р е н г н . Отъ губы и даже отъ рѣки Кунъ оба берега Имандры пмѣютъ однообразный видъ. Восточный берегъ начинаетъ постепенно возвышаться и волнуется варакаыи, а западный сравнительно выравнивается и на его горизонтѣ не видно уже высокихъ тундръ. Въ концѣ Имандры мѣстность покрыта порядотньімъ сосно- вымъ лѣсомъ; берега извилистые, возвышенные и крутые, но всѣ обрывы хрящевато-песчаные. Очевидно, что мѣстность поднимается къ водораздѣлу рѣчныхъ системъ Нивы и Колы, на которомъ столпились группы тупдрицъ п варакъ и гдѣ, въ юго-восточпомъ направленіи отъ Пулозера, тянется второстепенный хребетъ Маасельга (спина земли или хребетъ земли). Но къ востоку, по направленію отъ рѣки Кунъ къ горѣ Найдверъ-уайгенчъ, озеру Ангесъ-яйвришъ, къ тундрицамъ Полмесъ-уайвенчъ и Чуриъ-уайвенчъ и далѣе между малымъ Пулозеромъ и озеромъ Кунтымъ, по объясненіямъ ло­ парей Ильи Бархатова и лѣсника Ѳомы Архипова, встрѣтится много ров- ныхъ, сухихъ и песчаныхъ мѣстъ. Болота есть, но немного и неглубокія; лѣсъ мелкій, больше еловый и березовый. Горъ нѣтъ, а только сельги п тѣ съ перерывами и сѣдлами. Въ сѣверномъ концѣ Имандры въ нее впадаетъ порожистая рѣка Ку- ренга, вытекающая изъ длиннаго Пельмесозера. Берега ея высокіе и крутые, ндущіе вверхъ террасообразными уступами. Вслѣдствіе прпсутствія въ грунтѣ глинистыхъ частицъ, на лѣвомъ берегу, близъ устья рѣкй, пропзошелъ не­ большой сплывъ откоса. § 7. Оплата труда на Кольекомъ полуоетровѣ. Отъ устья Куренгп, гдѣ имѣется ' казенная изба, пѣшеходная дорога сразу идетъ въ гору. Двинувшись по этой дорогѣ, мы продолжали свою нивелировку, прерванную у Зашейка и на пути встрѣтили людей, ремонти- ровавшихъ мостки. Ремонтъ мостковъ производится колъскимъ подрядчвкомъ. Вывозка бревеиъ сдана имъ лонарямъ, а плотничная работа колянамъ по 95 коп. съ прясла длиною 2 саж. и шириною въ четыре плахи, при чемъ люди эти зарабатывают^ до 2 рублей въ сутки на человѣка. Такой зарабо- токъ, даже и для сдѣльнаго труда представляется нѣсколько высокимъ ,тѣмъ болѣе, что плотниками назвать этихъ рабочихъ нельзя и ремонтированные мостки, въ которые полагается употреблять часть стара го, но годнаго еще матеріала, выходятъ хуже прежней работы. Но вообще трудъ на Кольекомъ полуостровѣ оплачивается, по крайней мѣрѣ въ лѣтнее время, довольно высоко. ІІо моему мнѣнію было бы практичнѣй вмѣсто релюнта деревянныхъ мостковъ, понемногу замѣнять ихъ широкими тропинками гзъ валуноьъ и песку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz