Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

33 островъ), чтобы дать о.^дыхъ гребцамъ и переждать волпеніе. Островъ этотъ низменный, изъ числа тѣхъ, которые постепенно уничтожаются дѣйствіемъ воды и льда. Н а южномъ берегу его обнажается небольшой пластъ круп- наго песку, окрашеннаго и слабо сцементирован наго железной охрой. Губа Тики изрѣзана бухтами и покрыта островами. Берега ея болѣе возвышены и холмисты, чѣмъ въ Охта-канда, и нѣкоторыя варави подхо- дятъ къ самому берегу. Губа на картѣ обозначена не вѣрпо: она гораздо дальше тянется на востокъ и рѣчка Тики, вытекающая изъ озера того же названія, впадаетъ не въ конецъ губы, а около середины ея длины, въ южную бухту. Въ губу впадаютъ двѣ порожистыя рѣчки: упомянутая выше Тикъ-вуой п Маскъ-тымъ. Первая вытекаетъ изъ длиннаго Тикъ-озера, а вторая— изъ очень маленькихъ озеръ и болотъ. Паденіе Тикъ-вуой около 0 ,0 3 , ширина ея 7— 8 саженъ. Д ля перетаскиванія карбасовъ въ озеро, посере­ дине рѣчки камни расчищены въ видѣ мелкой канавы шириною 0 ,5 0 саж., и вода въ межень бѣжитъ почти только по этой канавѣ. Весною вода под­ нимается около 1 аршина, при чемъ нѣсколько выходитъ изъ береговъ. Температура воды въ этой рѣчкѣ 4-го іюля ночью была 20° Ц., а въ губѣ— 17°. Сѣверный берегъ Іокостровской Имандры по мѣрѣ приближенія къ проливу становится болѣе гористымъ. На противоположномъ полуострове также видны горы, и за последними ложбина. Но лопари говорятъ, что западный берегъ озера вообще хуже, холмистѣе и болотистѣе восточнаго. Онъ весь всхолмленъ волнистыми предгоріями высокихъ Чунъ и Мончъ- тундръ, изъ которыхъ вторая протягивается отъ Сейдозера до Мончозера, а далѣе за ними идутъ уже Волчьи тундры. Весь путь отъ Тики губы до Іокостровской станціи мы совершили подъ дождемъ, но и станціонная изба мало насъ обрадовала, потому что текла насквозь, и товарищи мои предпочли ночевать въ лѣсу, по обычаю подвѣ- сивъ койки свои къ деревьямъ. Сложенный въ избѣ багажъ по необходи- сти пришлось прикрыть брезентами. Г у б а Б ѣ л а я . На другой день, на пути въ губу Бѣлую, мы бросили лотъ въ Гокостровскомъ проливѣ и получилась глубина В сажени. Бѣлая губа сравнительно не глубокая, какъ и губа Охта-канда, дно ея также песчано. Входъ въ губу замыкается островами, изъ которыхъ послѣдвіе, состоящіе изъ песку съ мелкими, валунами, своимъ расположеніемъ напо- минатотъ слѣды одной общей морены, или, вѣрнѣе, вытянутой древшшъ озернымъ льдомъ высокой гряды, которая некогда, можетъ быть, заграждала губу въ направленіи съ сѣверо-занада на юго-востокъ. Мѣстность въ глу­ бине губы низменно-ровная, болотистая, хотя пѣсколько менѣе, чѣмъ у Охта-канда и Тики-губы. На югѣ и на востокѣ видны вараки. Северный берегъ губы составляете довольно ровная покатость подножія Хибинъ. Урѣзъ этого берега усыпэнъ мелкими валунами, изъ которыхъ сложены и его, описанные ранѣе, заборы, поэтому надо полагать, что грунтъ нижнихъ его частей состоитъ преимущественно изъ песку съ мелкими валунами. Правда, что въ руслѣ ручья, бѣгущаго изъ Хибинъ съ горы Альмесъ-пайкъ. и да­ лее, на покатости предгорія, валуны крупнее, чемъ па берегу губы, но тутъ более мелкія части могли быть унесены водою, вследствіе чего круп- з

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz