Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

31 а податливый грунтъ стираетъ или выпахиваетъ, пологая водѣ разносить его и выравнивать имъ дно озера. Въ затишнихъ мѣстахъ древнихъ водъ, въ стороиѣ отъ большихъ мо- ренныхъ путей, скоплялись болѣе мелкія части ледниковыхъ отложеній, образуя плоскія пространства дна, в а которая заносилось сравнительно ма­ лое число крупныхъ валуновъ. Между тѣмъ, потокъ рѣки Нивы, отступая своими водопадами, смягчая уклоны пороговт, постояпно стремился пони­ зить уровень воды въ озерѣ, при чемъ всякое поднятіе полуострова только усиливало энергію потока въ этомъ направленіи. МелкіЯ пространства дна озера постепенно осушались и покрывались растительностью, отлагающей торфяной пластъ. Съ другой стороны, вода и ледъ постоянно стремились сохранить за собою границы прежнихъ владѣній. Они выпахивали мелѣющее дно, стирали плоскіе берега, отдѣляя отъ пихъ низменные острова и врѣ- зывались въ ннхъ бухтами, чтобы снова переносить смытыя частицы въ глубину. Все длиннѣе вытягивались наволоки и острова все уменьшались, а некоторые изъ нихъ и вовсе уничтожались, такъ что въ настоящее время мѣста ихъ обозначаются только скопленіемъ отмытыхъ валуновъ, которые тамъ и сямъ залегаютъ коргами на днѣ озера или въ концахъ мысовъ, гдѣ уже вода и ледъ справиться съ ними не могли. По этому плаваніе по Имандрѣ не безопасно, особенно па болѣе крупныхъ судахъ, которыми пришлось бы перевозить грузы въ различные пункты берега. Лопари, ко­ нечно, знаютъ свое озеро, но плавая на карбасахъ, они не изучали его съ достаточной точностью, при томъ, за отсутсгвіемъ необходимаго навыка, они не могли бы быть кормщиками на большихъ судахъ съ осадкою въ нѣсколько футъ, а развѣ только лоцманами, занимая такимъ образомъ лишь промежуточную инстанцію въ управленіи судномъ. Въ виду всего этого, современемъ придется произвести съемку озера съ подробнымъ обозначеніемъ на картѣ всѣхъ мелкихъ и опасныхъ мѣстъ, которыя должны быть въ натурѣ обозначены соотвѣтственными знаками. Существующая же карта Лапландіи въ масштабѣ 10 верстъ въ дюймѣ до такой степени не вѣрна и не полна, что руководствоваться ею совершенно невозможно, не только въ плаваніи по озеру, но и для точной оріенти- ровки на сушѣ. Г у б а О х т а - к а н д а . Отъ казармы мы направились въ губу Охта- канда 2iJ), составляющую юго-восточную оконечность озера Имандры. Губа эта не глубокая, и гдѣ видно песчаное дно, оно имѣетъ зеленоватый оттѣ- нокъ. Такой цвѣтъ песчанаго дна мы замѣчали и въ другихъ мелкихъ мѣ- стахъ озера, а также въ нѣкоторыхъ рѣчкахъ, напр., въ рѣкѣ Бѣлой, вода которыхъ прозрачна какъ кристаллъ. Кажется, дно можно рукой достать, а между тѣмъ оказывается глубина в ъ 1— 2 сажени. Окрестности губы ьообще низменны и болотисты и только къ сѣверу отъ нея тянется на востокъ цѣпь не высокихъ лѣсистыхъ горъ, да къ югу видна подобная же огдѣльная варака. Въ глубинѣ восточной бухты, на сѣверномъ ея берегу, есть небольшая, довольно рѣдкая для тѣхъ мѣстъ, песчаная дюна, частью поросшая лѣсомъ и травою, частью обнаженная. Гряда этой береговой дюны отдѣляетъ отъ озера примыкавшее къ нему и ) Охта—туча, канда—бугоръ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz