Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

30 жавый мужнкь, сообщилъ памъ, что финляндскіе профессора дѣлали много промѣровъ въ Имандрѣ и что онъ находился тогда при нихъ. По этимъ промѣрамъ глубины въ южныхъ пролпвахъ доходятъ до 4 -хъ сажепъ, кромѣ пролива у Кувцъ-суола, гдѣ опѣ достигаютъ 10 саженеъ. Точно также сѣ- ьерный проливъ у того-же острова имѣетъ глубины до 6 саж., а всѣ осталь­ ные не глубже 3 -хъ саженей. Составляете ли цѣнь этихъ остроновъ какую-нибудь границу въ очер- тан іяхъ дна Іокостровской Имандры, или въ другихъ какихъ отношеніяхъ,— не знаю, но, начиная отсюда, намъ стали попадаться слѣды разлнчныхъ дѣйствій льда на озерѣ, которыхъ ранѣе мы не замѣчали. Еще въ Зашееч- ной станціи намъ говорили, что ледъ оттаиваете весною у береговъ, а за- тѣмъ, ломается вѣтромъ и разбрасывается по берегамъ, на которыхъ и таетъ. При этомъ, онъ такъ сильно претъ на сушу, что ворочаете болыпіе камни и иногда ломая деревья, захватываете даже край лѣса, и это уже доста­ точно предупреждало насъ, что вдаваться желѣзнодорожными сооруженіями въ озеро, или вообще въ предѣлы дѣйствія его льда, крайне опасно. Здѣсь же старикъ Миронъ добавилъ, что у казармы ледъ напираете на берегъ съ неимовѣрной силой, образуя валъ, высотою съ казарму и даже выше и что такимъ дѣйствіемъ льда „непривычный у с т р а ш а е т с я Н о вниманіе наше стала привлекать не столько сила напора льда, сколько систематическая строительная его дѣятельность. Сгребая валуны, онъ образуете изъ нихъ набережный или заборы, иногда па болыпомъ протяженіи берега, и до такой степени правильно сложенные, что можно подумать, они сдѣланы рукою человѣка. Въ губѣ Охга-канда попадаются островки всего съ нисколькими деревцами, правильно обрамленные грудами валуповъ и похожіе на затѣйли- выя клумбы, а въ Бѣлой губѣ, у подножія горы Альмесъ-пайка, берегъ озера и устье ручья обдѣланы такимъ правильнымъ заборомъ, изъ сравни­ тельно мелкихъ валуповъ, такъ симетрично и. такъ красиво обросли лѣсомъ, что папоминаютъ паркъ какой нибудь дачи. Можетъ быть, и происхождепіе попадающихся иногда на склонахъ возвышенностей валунныхъ грядъ и стѣнъ слѣдуетъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ относить къ подобному же дѣйствію льда при высшихъ горп.іоптахъ древннхъ водъ озера. Вѣроятпо къ подобнымъ же, но совокупнымъ строительным ь дѣйствіямъ озернаго и рѣчного льда, должно отнести причудливые песчаные молы при впаденіи Бѣлой рѣки въ губу того же пазвапія. На озерѣ Имандрѣ есть еще одно чрезвычайно странное образованіе, которое я не имѣлъ времени изслѣдовать и не могу себѣ объяснить. Это песчаный наволокъ, находящійся на восточномъ берегу озера, между устьемъ Бѣлой губы и Высокимъ островомъ у Кѵокресъ-варенжъ (песковый наволокъ вараки). Нормально къ берегу въ озеро вдается саженъ на 50 — 1 00 узкій и низкій мысъ, весьма правильныхъ очертаній, состоящій изъ песку и круп­ ной сіенитовой дресвы, продукта разрушепія Хибинскихъ скалъ. Но несом­ ненно, что и здѣсь образованіе наволока слѣдуетъ приписать дѣйствію льда. Въ противоположность созидательной работѣ льда замѣчается сглажи­ вающая его дѣятельность, но разница въ резулътатахъ его работе въ томъ и другомъ случаѣ зависите, конечно, только отъ различія въ сопротивле- піяхъ почвы, которыя онъ встрѣчаетъ на пути своего движенія. Скалы онъ полируете, валуны громоздите въ кучи и складываете въ правильпыя гряды,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz