Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
29 пути къ Плесу, гдѣ она расщепила большую сосну, но лѣса не зажгла. Погода теперь была тихая, а дня черезъ два прошелъ дождикъ, и пожары эти погасли. Подобный дымъ около Ковды мы видѣли еще изъ Кандалакши и два— три такихъ же случая воспламененія лѣса отъ молніи замѣчены были нами впослѣдствіи, когда мы приближались къ Раснаволоку. Никакихъ серьезныхъ мѣръ для тушенія пожаровъ въ здѣшнихъ лѣсахъ, конечно, принять нельзя, потому что для этого требуется большая рабочая сила, которой въ странѣ не имѣется. Къ чести же мѣстнаго населенія слѣдуетъ упомянуть, что народъ обра щается здѣсь съ огнемъ крайне осторожно. Костры раскладываются осмо трительно и всегда тщательно заливаются. К а з а р м а - Въ Бѣлокаменную губу 24) мы прибыли ночью. Было хо лодно и мы расположились ночевать въ казармѣ. Это деревянное зданіе длиною 6 , 3 8 и шириною 3 саж. на деревянныхъ стульяхъ. Срубъ изъ 6 верш- ковыхъ бревенъ, цоколь и кровля тесовые, стѣны не обшиты и не оштука турены, печь голландская большая, окна съ двойными переплетами, каждый на 82 стекла, величиною 4 X 4 вершка. Внутренніе размѣры жилого иомѣщенія, состоящаго изъ одной комнаты и вмѣщающаго иногда до 8 2 0 человѣкъ — 5 , 18 на 2.8г caat. при высотѣ 1 ,Я 2 саж. Нары въ два ряда. Для лазанья иаверхъ ииѣготсЯ двѣ приставныя лѣстницы, но перилъ на верхнихъ н арахъ нѣтъ, а ихъ слѣдовало бы сдѣлать, потому что бывали случаи паденія людей, которые, по счастью обходились до сихъ поръ благополучно. ІІо короткому фасаду зданія устроенъ коридоръ шири ною 0,92 саж ., съ двумя наружными входами по концамъ. Коридоръ этотъ играетъ роль сѣней, при чемъ часть его, къ которой пристроено отхожее мѣсто, отдѣлена перегородками поперечной и продольной, въ которыхъ сд е ланы так ія же однопольныя двери, какъ наружные и внутреннія, ведущія въ жилое помѣщеніе. Вблизи казармы имѣет-ся маленькая сторожка. Такія же казармы, въ числѣ 3 -хъ , выстроены въ трехъ верстахъ отъ Раснаволок- ской станціи, у лопарскаго погоста. Народъ очень доволенъ этими казармами, устроенными лѣтъ пять на- задъ при губернаторѣ Голицынѣ, слѣды заботливости котораго о рабочемъ ліодѣ видны и въ другихъ мѣстахъ Кольскаго полуострова. Удовольствіе свое народъ выражаетъ словами благодарности Дарю . По свѣдѣніямъ, полученнымъ отъ нашихъ людей, казармы строилъ архангельскій подрядчикъ Николай Корельскій, которому за всѣ четыре зда- нія уплачено 1 2 .0 0 0 рублей. Лѣсъ былъ мѣстный, а кирпичъ, известь и проч. привезены изъ Архангельска. Доставка въ Кандалакшу па судахъ и пароходахъ обходилась но 7 и 10 коп. за пудъ груза, а отъ Кандалакши до Раснаволока лѣтомъ по 1 руб. за пудъ и зимой на оленяхъ по 25 коп. Рабочіе были тоже архангельскіе. Барыша Корельскому не осталось. І о к о с т р о в с к а я И м а н д р а . Противъ казармы, въ шшравленіи съ юго-запада на сѣверо-востокъ, Іокостровская Имандра пересѣкается цѣпыо острововъ, изъ которыхъ самый большой ІІувцъ-суолъ (Кумяжій, т. е. фо релевый островъ). Лопарь Миронъ, соетоящій сторожемъ при казармѣ и содержащій почтовую станцію въ Іокостровѣ, изрядно глухой, по еще моло 24) Названіе свое губа получила отъ находящагося въ ней большаго б ѣ л а г о валуна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz