Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

26 издали придаетъ жительству лопаря довольно живописный зидъ. Это жилище дикаго человѣка, а между тѣмъ, отдѣльно отъ своего жилища, лопарь не похожъ на дикаря. Зимою лопари живутъ по нѣсколько семействъ въ погостахъ— своего рода деревушкахъ, гдѣ у нихъ имѣются тупы— разсѣянныя въ безпорядкѣ и жалк ія избушки безъ дворовъ, по конструкціи сходныя съ описанными ранѣе казенными станціонныии избами, часто еще болѣе мизерныя. Но, ко­ нечно, и тутъ та же тѣснота и грязь, какъ и въ вѣжахъ . Лопари занимаются рыболовствомъ и оленеводствомъ; но то и другое у нихъ еще въ первобытнонъ состоянін. Они охотятся на дикихъ оленей, па медвѣдя и другихъ звѣрей, строятъ свои карбасы *), вѣжи, кережки и сани, мѣстами рубятъ и сплавляютъ лѣсъ и весною возятъ иоморовъ на промыслы. При обработкѣ лѣсныхъ матеріаловъ инструментами служатъ имъ почти исключительно топоръ и ножъ. Продольная пила вовсе не въ употре- блепіи. Что лопарь плохой древодѣлъ и менѣе плотникъ, чѣмъ кустарь, можно заключить и по конструкціи его вѣжи. Для такого примитивнаго шалаша не стоило бы употреблять косыхъ врубокъ и разной городьбы, ко­ торыя тамъ часто встрѣчаются. А происходить это потому, что лопарь же- лаетъ видѣть въ своемъ шалашѣ не простой балаганъ, а какую то подѣлку, вродѣ его кережки или саней. И тупы свои они не всегда строятъ сами, а предоставляютъ это русскимъ людямъ. Поэтому немудрено, ' что какой нибудь карбасъ, простая мужицкая лодка, длиною сажени четыре, шитая веревкой, съ убогимъ оборудованіемъ, стоить 4 0 — 50 руб. Удивительно только то, что на нее находятся покупатели, наир., изъ Кандалакскихъ крестьянъ. Лодки такихъ же размѣровъ, но гораздо лучшей конструкціи и работы, въ Финляндіи обходятся примѣрно такое же число марокъ, т. е. въ 2 х/ 2 раза дешевле. Лопари могутъ быть проводниками, перевозчиками, почтарями, кар аул ь ­ щиками и т. п.; для другихъ ate работъ они врядъ ли будутъ пригодны тѣмъ болѣе, что и численность ихъ очень невелика: около 2 . 0 0 0 душъ обоего пола. Трудно сказать, годятся ли они ьъ путевые стороаіа или ре­ монтные рабочіе на желѣзную дорогу, но думаю, что нѣкоторые изъ нихъ могли бы сдѣлать хорошія аферы, угождая туристамъ, которые съ устрой- ствомъ желѣзной дороги навѣрное въ болыномъ числѣ будутъ посѣщать Лапландію. Они могли бы служить имъ проводниками, устраивать рыбпыя- ловли, отыскивать лѣсную дичь, предоставлять имъ для охоты своихъ оленей, которые для членовъ Альпійскаго клуба достаточно еще дики 2І), и т. д. Въ лѣсахъ Кольскаго полуострова водится мнояіество глухарей и бѣлыхъ куроп&токъ; выводки ихъ попадались намъ на каждомъ шагу. Рябчиковъ почти нѣтъ, а тетеревъ вовсе не заходить такъ далеко и сѣверная граница его распространена кончается епі,е въ Кемскомъ уѣздѣ. На голыхъ скалахъ ними оказались: Festuca ovina L., А іга caespitosa L., A ira caespitosa L., Oalamagrostis n eglecta.ti Aira flexuosa L. По ботаническому ж е словарю г. Анненкова (1878 г.): F estuca ovina L. (овечья трава) и Aira caespitosa 1-j, (луговикъ, молоточникъ) считаются очень хорошими кормовыми травами. . *) К арбасъ—обыкновенная крестьянская лодка, сшитая веревками или вицами, легкая подъ веслами, но мало пригодная для лаш ровки подъ парусами н дурно вооруж енная 2|) Альфонсъ Доде. Тартаренъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz