Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
26 издали придаетъ жительству лопаря довольно живописный зидъ. Это жилище дикаго человѣка, а между тѣмъ, отдѣльно отъ своего жилища, лопарь не похожъ на дикаря. Зимою лопари живутъ по нѣсколько семействъ въ погостахъ— своего рода деревушкахъ, гдѣ у нихъ имѣются тупы— разсѣянныя въ безпорядкѣ и жалк ія избушки безъ дворовъ, по конструкціи сходныя съ описанными ранѣе казенными станціонныии избами, часто еще болѣе мизерныя. Но, ко нечно, и тутъ та же тѣснота и грязь, какъ и въ вѣжахъ . Лопари занимаются рыболовствомъ и оленеводствомъ; но то и другое у нихъ еще въ первобытнонъ состоянін. Они охотятся на дикихъ оленей, па медвѣдя и другихъ звѣрей, строятъ свои карбасы *), вѣжи, кережки и сани, мѣстами рубятъ и сплавляютъ лѣсъ и весною возятъ иоморовъ на промыслы. При обработкѣ лѣсныхъ матеріаловъ инструментами служатъ имъ почти исключительно топоръ и ножъ. Продольная пила вовсе не въ употре- блепіи. Что лопарь плохой древодѣлъ и менѣе плотникъ, чѣмъ кустарь, можно заключить и по конструкціи его вѣжи. Для такого примитивнаго шалаша не стоило бы употреблять косыхъ врубокъ и разной городьбы, ко торыя тамъ часто встрѣчаются. А происходить это потому, что лопарь же- лаетъ видѣть въ своемъ шалашѣ не простой балаганъ, а какую то подѣлку, вродѣ его кережки или саней. И тупы свои они не всегда строятъ сами, а предоставляютъ это русскимъ людямъ. Поэтому немудрено, ' что какой нибудь карбасъ, простая мужицкая лодка, длиною сажени четыре, шитая веревкой, съ убогимъ оборудованіемъ, стоить 4 0 — 50 руб. Удивительно только то, что на нее находятся покупатели, наир., изъ Кандалакскихъ крестьянъ. Лодки такихъ же размѣровъ, но гораздо лучшей конструкціи и работы, въ Финляндіи обходятся примѣрно такое же число марокъ, т. е. въ 2 х/ 2 раза дешевле. Лопари могутъ быть проводниками, перевозчиками, почтарями, кар аул ь щиками и т. п.; для другихъ ate работъ они врядъ ли будутъ пригодны тѣмъ болѣе, что и численность ихъ очень невелика: около 2 . 0 0 0 душъ обоего пола. Трудно сказать, годятся ли они ьъ путевые стороаіа или ре монтные рабочіе на желѣзную дорогу, но думаю, что нѣкоторые изъ нихъ могли бы сдѣлать хорошія аферы, угождая туристамъ, которые съ устрой- ствомъ желѣзной дороги навѣрное въ болыномъ числѣ будутъ посѣщать Лапландію. Они могли бы служить имъ проводниками, устраивать рыбпыя- ловли, отыскивать лѣсную дичь, предоставлять имъ для охоты своихъ оленей, которые для членовъ Альпійскаго клуба достаточно еще дики 2І), и т. д. Въ лѣсахъ Кольскаго полуострова водится мнояіество глухарей и бѣлыхъ куроп&токъ; выводки ихъ попадались намъ на каждомъ шагу. Рябчиковъ почти нѣтъ, а тетеревъ вовсе не заходить такъ далеко и сѣверная граница его распространена кончается епі,е въ Кемскомъ уѣздѣ. На голыхъ скалахъ ними оказались: Festuca ovina L., А іга caespitosa L., A ira caespitosa L., Oalamagrostis n eglecta.ti Aira flexuosa L. По ботаническому ж е словарю г. Анненкова (1878 г.): F estuca ovina L. (овечья трава) и Aira caespitosa 1-j, (луговикъ, молоточникъ) считаются очень хорошими кормовыми травами. . *) К арбасъ—обыкновенная крестьянская лодка, сшитая веревками или вицами, легкая подъ веслами, но мало пригодная для лаш ровки подъ парусами н дурно вооруж енная 2|) Альфонсъ Доде. Тартаренъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz