Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
24 ныхъ осадковъ мы дѣйствительно видимъ, что количество этихъ осадковъ на Кольскомъ полуостровѣ гораздо меньше, чѣмъ въ ЬІорвегіи и даже Фин ляндии А это, съ другой стороны, * подтверждаете и показанія мѣстныхъ жителей относительно небольшой глубины здѣсь снѣжнаго покрова. По шкалѣ осадковъ почти весь Кольскій полуостровъ занимаетъ второе мѣсто, въ котороыъ среднее годовое количество осадковъ составляете отъ 25 до 40 сантимет'ровъ и только западная часть уѣзда и небольшая полоска Мурманскаго берега принадлежать къ третьему разряду— 4 0— 55 сант., тогда какъ въ соотвѣтственныхъ широтахъ Норвегіи мы находимъ 8 5— 100 , а въ Финляндіи— 5 5 — 70. Р. Н н в а о т ъ П и н о з е р а до оз . И м а н д р ы . У сѣверной оконеч ности Пинозера экспедипію нашу встрѣтилъ командированный изъ Колы Архангельскпмъ Губернаторомъ Столоначальникъ Полицейскаго Управленія, Степанъ ІІетровичъ Павловскій, симпатичный молодой человѣкъ, въ сотова- риществѣ и при содѣйствіи котораго мы и .совершили всю остальную часть путешествія до г. Колы. Выше Пинозера Нива течете замѣтно спокойнѣе и долина ея сливается съ плоскими пространствами южнаго берега Имандры, къ которой мы при были 1 іюля, п гдѣ остановились на ночлегъ у лѣтней станціи Зашеечной. Высота уровня Имандры опредѣлилась по нивелировкѣ въ 5 7 ,6 0 саж. падъ уровнемъ моря и, слѣдовательно, паденіе Нивы между ІІинозеромъ и Иман- дрой составляете около 1.3 саж. на версту 17). Станція Зашеечная распо ложена въ 1,5 верстахъ къ сѣверо-западу отъ истока рѣки Нивы, а въ верстахъ 5 отсюда на ДА’К АД7 возвышается Сыра-тундра, которую мы видѣли еще съ Пинозера. . § 5. Лопари. Здѣсь памъ пришлось ближе познакомиться съ лопарями, изъ которыхъ до сихъ поръ мы видѣли только двухъ мужчинъ, одного молодого человѣка въ пиджакѣ. ботинкахъ и сѣрой пуховой шляпѣ, щеголевато падѣтой н и сколько на бокъ и сплюснотой, какъ это принято у нашихъ блестящихъ кавалеровъ, и другого, пожилого коренастаго мужика, привержсннаго къ водкѣ, но всегда выбиравшаго себѣ для нопіи самые тяжелые предметы изъ всего нашего багажа. Первый, по имени Иванъ, былъ хозяинъ и кормщикъ, нанятаго нами для переѣздовъ по Имандрѣ, карбаса 18), а второй, Захаръ, служилъ ямщикомъ-носилыцикомъ на Кандалакской почтовой станціи. Зашеечные лопари тоже были станціонеры, но случились и посторонніе. Лопари, какъ здѣсь, такъ на всемъ дальнѣйшемъ пути, всегда произ- 1Т) По опредѣленію Г. Кудрявцева высота озера Имандры надъ ыоремъ („Орограф. харак. Кольскаго полуострова". Труды СПБ. Общ. Ест. Т. Х ІУ 1883 г.) стр. 1)5—110 метр, и стр. 106—130 метр. Поелѣднгою величину Г. Кудрявцев!, считаетъ дѣйствитедьною. По опредѣленію финляндской экспедпціи, высота надъ моремъ: Имандры - 130 метр, и Пино з е р а—107 метр. „Wisscnschaffiiclie Ergebnisse c!er Finniclien Expedition nach der Halbinsel Kola in den jaliren 18S7—1892. A. Kartographie. Geologie. K limatologie. I. — Ueber die karto- grapliisehen Arbeiten der Expedition vom 1. 1891 nacb der Halbinsel lvola. Von Alfred P etrelius стр. 8 и 11. 18) Это тотъ ж е Иванъ который былъ проводникомъ Дг- Рамзая по Хибинамъ. (Упомянутые труды Фпнл. Эксп. а . і .). Kurzer Bericht iiber eine E xpedition nach der Tundra Umptek auf der Halbinsel Kola- Yon W. Ramsay, стр. 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz