Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

22 благо мѣсто ей нравится и простору много. Съ проведеніемъ же желѣзной дороги устройство рыбныхъ заводовъ сдѣлается здѣсь вещью прямо необхо­ димой, также, какъ и регулированіе лова самой рыбы, потому что разница цѣнъ на мѣстѣ и, напр., петербургскихъ настолько велика, что ловъ рыбы станетъ здѣсь самымъ прибыльнымъ занятіемъ и привлечетъ многихъ даже со стороны. По желѣзной дорогѣ всѣ благородныя породы рыбъ превосход- наго качества можно будетъ доставлять, въ Петербурга живьемъ, и, конечно, наличный запасъ рыбы въ мѣстныхъ водахъ можетъ скоро истощиться, тогда какъ при правильномъ хозяйствѣ вполнѣ безопасно эксплоатировать его усиленно. Сбытъ же рыбы въ Петербурга и другіе пункты всегда обезпе- ченъ, такъ какъ иотребленіе этого продукта до сихъ поръ, даже въ Петер­ б у р г , вслѣдствіе дороговизны, весьма ограничено. О з е р о П л е с ъ и П и н о з е р о . На восточной сторопѣ Плеса высится Плесовая тундра и береговой откосъ ея круто и ровно поднимается вверхъ на нѣсколько десятковъ сажепъ. На противоположномъ берегу стоитъ Зуб­ чатая варака. У верхняго же конца Плеса высоты удаляются отъ береговъ, и мѣстность на сѣверъ становится ровнѣе. Не помѣстившись всей партіей въ карбасы, нѣкогорые изъ насъ обошли Плесъ по западному его берегу, довольно крутому, мѣстамп состоя­ щему изъ террасъ, и на пути своемъ встрѣтили нѣсколько порожистыхъ ручьевъ, шириною до 1 саж., большинство которыхъ въ жаркую пору п е ­ ресыхаете. У береговъ есть небольшія, песчаныя отмели и слѣды синей глины, указывающіе на слабое теченіе рѣки въ Плесѣ. Поверхность Плеса мы приняли за горизонтальную, но точнѣе было бы взять здѣсь уклонъ В Ъ 0 ,0 0 0 5 - Не доходя одной версты до Пинозера, Нива значительно съуживается, и ширина ея въ этомъ мѣстѣ не превышаете 2 0— 25 саж., а при весен- немъ уровнѣ воды— 30 саж. ’ > Высота Пинозера надъ уровнемъ моря определилась въ 5 0 ,32 саж., и, слѣдовательно, среднее паденіе Нивы между этимъ озеромъ и Плесомъ со­ ставляете около 3,з саж. на версту. Т е м п е р а т у р а и о с а д к и . Во время переходовъ до Пинозера, а затѣмъ и въ продолженіи всего путешествія до Колы мы не различали дня отъ ночи, потому что въ теченіе цѣлыхъ сутокъ-было совсѣмъ свѣтло, хотя солнце и пряталось за видимымъ горизонтомъ. Разница между днями и ночами выраашлась только температурою, которая днемъ повышалась, а ночью падала. Но всѣ мы обратили вниманіе на то, что въ тихую погоду ночной холодъ не былъ рѣзкимъ, а скорѣе производилъ ощущеніе пріятной прохлады, такъ что мы не всегда даже прибѣгали къ теплой одеждѣ. Онъ былъ чув- ствителень только во время переѣздовъ по водѣ, когда, сидя въ тѣсной лодкѣ, человѣкъ вынужденъ оставаться въ полномъ покоѣ. Н а переходахъ же и на стоянкахъ онъ мало былъ замѣтенъ. Такое обстоятельство должно, ко­ нечно, приписать полному отсутствію сырости въ воздухѣ. Мы никогда не замѣчали ни малѣйшихъ признаковъ тумана ни на водѣ, ни на болотахъ, и атмосфера постоянно оставалась прозрачной. Моягетъ быть прошлое лѣто было исключительное, но обращаясь къ картѣ 16) распредѣленія атмосфер- ,5) См. подробный атласъ всѣхъ частей свѣта. А. Ильина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz