Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

20 величины окатанныхъ валуновъ, изъ которыхъ многіе достигаютъ вѣса въ 20 0 и болѣе пуд. Въ теченіе многихъ вѣковъ вода смывала и уносила всѣ мелкія частицы грунта, и валуны все болѣе и болѣе накоплялись на поверхности. Они ле- жатъ огромными грудами на вершинахъ возвышенностей, висятъ на скло- нахъ, или устилаютъ берега рѣкъ и озеръ, при чемъ вода и морозъ про- должаютъ дробить ихъ, медленно ворочая и неуклонно подвигая къ понп- женнымъ мѣстамъ. Если бы Опредѣлить содержаніе валуновъ въ нетронутоиъ грунтѣ, то можно было бы приблизительно судить о величинѣ древнихъ моренъ, перво- начальныя высоты коихъ несомнѣнно были значительно больше теперешнихъ. 0 процентномъ содержаніи валуновъ въ общей массѣ мореннаго образова- нія отчасти можно заключать по нѣкоторымъ размывамъ рѣкъ, напр.: при сліяніи рѣкъ Кицы съ Колою, или въ устьѣ послѣдней, подъ обрывомъ горы Салавараки, вершины которой, въ свою очередь, состоять изъ огромныхъ отмытыхъ валуновъ, мѣстами сложенныхъ цѣлыми горами. Но каковы бы ни были размѣры древнихъ моренъ, послѣднія, по всей вероятности, даже и въ возстановленномъ видѣ своемъ могли бы служить лишь представителями конца ледниковаго періода этой страны, а не цвѣтущаго вѣка великаго Скандинавскаго ледника, потому что и самъ ледникъ посте­ пенно измѣнялъ ихъ конфигурацію. Въ этихъ центральныхъ частяхъ, откуда великій ледникъ смелъ главную массу разрушеннаго матеріала, подгото- вленнаго предшествовавшимъ періодомъ поднятія и охлажденія кристаличе- скихъ породъ,въ настоящее время можно наблюдать главнымъ образомъ резуль­ таты дѣйствій второстепенныхъ и третьестепенныхъ ледниковъ, на которые ве­ дший ледникъ дѣлился при своемъ разложеніи, потому что результаты эти на канвѣ непрерывной работы всей ледниковой эпохи должны были сохраниться до нашихъ дней въ сравнительно большей цѣлости. Непосредственные же слѣды великаго ледника скорѣе можно было бы отыскивать не въ центральныхъ странахъ, а на периферіяхъ, которыя повсюду, куда онъ достигалъ и откуда начиналъ свои отступленія, должны имѣть свои особыя, можетъ быть менѣе рѣзкія, но столь же характерный и связныя топографическія черты. 1>■ Должно упомянуть еще объ одной, чрезвычайно оригинальной, часто повторяющейся чертѣ высокихъ береговъ рѣкъ , особенно береговъ Нивы. Это возвышеніе ихъ крутыми террасами, иногда съ правильными откосами. Удовлетворительно объяснить себѣ происхожденіе такихъ террасъ не умѣю, но думаю, что онѣ произошли отъ періодическихъ размывовъ ледниковыхъ отложеній потоками воды въ этихъ рѣкахъ, которыя, постепенно бѣднѣя водою, сокращали свое русло. При чемъ въ углубленіи потоками своихъ руслъ можетъ быть участвовало и періодическое поднягіе Кольскаго полу­ острова. Правильность же откосовъ наблюдается и во всѣхъ свѣжихъ обру- шеніяхъ гравелистаго грунта. - Р. Н и в а у П л е с а . Какъ уже было упомянуто, нивелировка произво­ дилась по пешеходной дорогѣ, которая сначала понемногу удаляется отъ рѣки Нивг,і; а потомъ опять сходится съ ней у Плеса, въ 12 вер. отъ с. Кандалакши. Нивелировали однимъ инструментомъ, потому что второй нивелиръ слишкомъ обременялъ бы нашу экспедицію и однимъ иоходомъ, такъ какъ повтореніе нивелировки повлекло бы къ большой тратѣ времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz