Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

19 тельную долю ихъ отъ истребленія, хотя бы и разумнаго. Свести лѣсъ не­ трудно, но насаждать его тутъ врядъ ли кто станетъ. Никто не остановитъ и пожара на вырубленномъ мѣстѣ, разъ опъ туда заберется, уничтожая по пути мелкую заросль и ягель. Достаточно посмотрѣть на берегъ Колозера, гдѣ расположена Мосельгская станція и гдѣ лѣтъ двадцать назадъ произо- шелъ пожаръ, чтобы понять какую противную физіономію принимаете здѣсь мѣстность послѣ подобной катастрофы. Т о р ф я н и к и , Одновременно съ постройкой порта и желѣзной дороги слѣдуетъ озаботиться и устройствомъ торфяныхъ заводовъ, которые, способ­ ствуя сохраненію лѣсовъ, дадутъ топливо, удобное для дальнихъ перевозокъ на вагонахъ и судахъ и станутъ выдѣлывать подстилку для скота. Однако, какъ при выборѣ мѣстъ для такихъ заводовъ, такъ и при ихъ эксплоатаціи, необходимо соблюдать пѣкоторую осмотрительность, чтобы не уничтожить въ свою очередь торфяниковъ страны. Они составляютъ на дальнемъ сѣверѣ единственные природные запасы растительной почвы, и при развитіи страны только па нихъ можно основать луговое хозяйство, а вмѣстѣ съ нихгъ и скотоводство. При раціональномъ же веденіи дѣла, торфяные зaвQды могутъ способ­ ствовать и этой цѣли. Мѣстные торфяники въ болыпинствѣ случаевъ не глубоки и довольно плотны. Нижній, собственно торфяной слой стоите изъ тонкой массы рыжаго цвѣта и равномѣрнаго состава. П о в е р х н о с т ь и г р у н т ъ . Н а водныхъ участкахъ Лапландскихъ путей открываются болѣе ншрокіе и весьма живописные виды. Бере га озеръ, то высокіе и крутые, то низменные, прорѣзаны заливами и покрыты лѣсами, надъ которыми тамъ и сямъ высятся голыя тундры, принимающія, смотря по положенію солнца, различные оттѣнки свѣта. Н а поверхности водъ вы­ рисовываются такіе же лѣсистые острова или крошечные островки; правильно обрамленные грудами валуновъ. Невидимому, отсюда и съ высоте окрест- ныхъ горъ заимствуются туристами тѣ крупные масштабы, которые въ опи- саніяхъ ихъ распространяются па всю эту величавую и въ хорошее время года действительно своеобразно-прекрасную страну. Но такіе масштабы мало примѣнимы къ узкой полоскѣ желѣзнодорож- наго пути. Не нарушая окрестныхъ красотъ, онъ будетъ пробираться своими техническими ухшцреніями между различными живописными препятствіями, которыя природа нагромоздила по сторонамъ, предусмотрительно оставивъ ему хотя и узкій, но довольно сносный нроходъ. Если разсматривать одну неширокую полоску, которую зайыетъ желѣзная дорога, то мѣстность въ болыпинствѣ случаевъ будетъ похожа, какъ сказано выше, на лѣспыя захо­ лустья приморскихъ частей Выборгской губерніи. Только уч^стокъ отъ Кицы до города Колы, гдѣ дорога должна итти лѣвымъ берегомъ рѣки, частью покрутымъ и высокимъ косогорамъ, скорѣе будете напоминать Уральскіе виды, да еще голые граниты береговъ Кольской губы при подходѣ къ Екатери ­ нинской гавани выдѣлятся своимъ ссобымъ, серьезнымъ характеромъ. Тѣ же явленія, какія мы видѣли на голыхъ вершинахъ тундръ, замѣ- чаются всюду и на покрытыхъ лѣсомъ возвышенностяхъ, на склонахъ горъ, по берегамъ рѣкъ и озеръ. Грунтъ всѣхъ этихъ ледниковыхъ образованій страны состоите изъ гравелпстаго песку съ значительной примѣсыо разной 2*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz