Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
19 тельную долю ихъ отъ истребленія, хотя бы и разумнаго. Свести лѣсъ не трудно, но насаждать его тутъ врядъ ли кто станетъ. Никто не остановитъ и пожара на вырубленномъ мѣстѣ, разъ опъ туда заберется, уничтожая по пути мелкую заросль и ягель. Достаточно посмотрѣть на берегъ Колозера, гдѣ расположена Мосельгская станція и гдѣ лѣтъ двадцать назадъ произо- шелъ пожаръ, чтобы понять какую противную физіономію принимаете здѣсь мѣстность послѣ подобной катастрофы. Т о р ф я н и к и , Одновременно съ постройкой порта и желѣзной дороги слѣдуетъ озаботиться и устройствомъ торфяныхъ заводовъ, которые, способ ствуя сохраненію лѣсовъ, дадутъ топливо, удобное для дальнихъ перевозокъ на вагонахъ и судахъ и станутъ выдѣлывать подстилку для скота. Однако, какъ при выборѣ мѣстъ для такихъ заводовъ, такъ и при ихъ эксплоатаціи, необходимо соблюдать пѣкоторую осмотрительность, чтобы не уничтожить въ свою очередь торфяниковъ страны. Они составляютъ на дальнемъ сѣверѣ единственные природные запасы растительной почвы, и при развитіи страны только па нихъ можно основать луговое хозяйство, а вмѣстѣ съ нихгъ и скотоводство. При раціональномъ же веденіи дѣла, торфяные зaвQды могутъ способ ствовать и этой цѣли. Мѣстные торфяники въ болыпинствѣ случаевъ не глубоки и довольно плотны. Нижній, собственно торфяной слой стоите изъ тонкой массы рыжаго цвѣта и равномѣрнаго состава. П о в е р х н о с т ь и г р у н т ъ . Н а водныхъ участкахъ Лапландскихъ путей открываются болѣе ншрокіе и весьма живописные виды. Бере га озеръ, то высокіе и крутые, то низменные, прорѣзаны заливами и покрыты лѣсами, надъ которыми тамъ и сямъ высятся голыя тундры, принимающія, смотря по положенію солнца, различные оттѣнки свѣта. Н а поверхности водъ вы рисовываются такіе же лѣсистые острова или крошечные островки; правильно обрамленные грудами валуновъ. Невидимому, отсюда и съ высоте окрест- ныхъ горъ заимствуются туристами тѣ крупные масштабы, которые въ опи- саніяхъ ихъ распространяются па всю эту величавую и въ хорошее время года действительно своеобразно-прекрасную страну. Но такіе масштабы мало примѣнимы къ узкой полоскѣ желѣзнодорож- наго пути. Не нарушая окрестныхъ красотъ, онъ будетъ пробираться своими техническими ухшцреніями между различными живописными препятствіями, которыя природа нагромоздила по сторонамъ, предусмотрительно оставивъ ему хотя и узкій, но довольно сносный нроходъ. Если разсматривать одну неширокую полоску, которую зайыетъ желѣзная дорога, то мѣстность въ болыпинствѣ случаевъ будетъ похожа, какъ сказано выше, на лѣспыя захо лустья приморскихъ частей Выборгской губерніи. Только уч^стокъ отъ Кицы до города Колы, гдѣ дорога должна итти лѣвымъ берегомъ рѣки, частью покрутымъ и высокимъ косогорамъ, скорѣе будете напоминать Уральскіе виды, да еще голые граниты береговъ Кольской губы при подходѣ къ Екатери нинской гавани выдѣлятся своимъ ссобымъ, серьезнымъ характеромъ. Тѣ же явленія, какія мы видѣли на голыхъ вершинахъ тундръ, замѣ- чаются всюду и на покрытыхъ лѣсомъ возвышенностяхъ, на склонахъ горъ, по берегамъ рѣкъ и озеръ. Грунтъ всѣхъ этихъ ледниковыхъ образованій страны состоите изъ гравелпстаго песку съ значительной примѣсыо разной 2*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz