Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
18 По виду и росту своему она очень напоминаетъ яблонь, и участки, запятые одною березою, похожи на Яблоновый садъ, въ которомъ деревья посажены на опредѣленномъ разстояніи одно отъ другого. Главныя породы мѣстныхъ лѣсовъ: сосна и ель. Онѣ растутъ вмѣстѣ и съ небольшой примѣсью березы, осины, рябины и ольхи, но часто и на довольно значйтельныхъ плоіцадяхъ группируются отдѣльными зарослями. Лѣса вообще не густые и перавномѣрные, особенно сосновые, въ которы'хъ, кромѣ того., замѣчаются какіе то скачки между возростами, напр, среди 3— 4 -хъ вершковыхъ деревьевъ стоятъ экземпляры 6 — 7 вершковой тол щины, большею частію перезрѣлые.' Одинъ изъ обычныхъ н весьма суще- ственныхъ пороковъ ыѣстной сосны заключается въ кривослоиности, дохо дящей иногда до крутизны винтовой нарѣзки. Такіе лѣса годны только на дрова и, съ выборомъ, на брёвна; да можетъ быть еще для добыванія смолы, которая выдѣляется растущимъ деревомъ н а обнаженной части забо^ лони и идетъ на выгонку скипидара. Ель считается здѣсь хуже сосны, что при наличныхъ условіяхъ почвы и климата совершенно естественно. Оня тянется высоко и въ верхней, надлѣсной части, даетъ короткіе и чахлые сучья, вершина же почти всегда раздѣляется на два конца и болѣе. Напротивъ того, ннжніе сучья густые и часто до крайности отвислые. Б ер е з а и прочія лиственныя породы для крупныхъ подѣлокъ не при годны. Но и въ такихъ лѣсахъ, при разстояніяхъ доставки 1 5 —20 верстъ, найдется достаточное количество матеріаловъ, если не обращать слишкомъ строгихъ требованій къ качеству лѣса и если лучшіе участки не будутъ сведены раньше времени. Въ Кеми, въ Керети и другихъ пунктахъ Бѣлаго моря уже существуютъ лѣсопильные заводы, раздѣлывающіе лѣса западнаго берега и, говорятъ, что лѣсное вѣдомство имѣетъ намѣреніе также усиленно эксплоатировать лѣса Кольскаго полуострова. По крайней мѣрѣ у плеса рѣки Нивы мы встрѣтились съ прикащикомъ петербургскаго лѣсопромыш- ленника Бѣляева, который отправлялся для осмотра лѣсовъ къ Хибинамъ и на востокъ отъ нихъ, а отъ рабочихъ своихъ мы слышали, что были по сланные и отъ другихъ фирмъ. Подобные же слухи ходили въ г. Колѣ относительно туломскихъ и другихъ западпыхъ лѣсовъ. Преждевременная сводка лѣсовъ полуострова можетъ причинить суще ственный ущербъ сооруженію и эксплоатаціи сѣвернаго порта и желѣзной дороги и, казалось бы, что до окончательная рѣшенія вопроса объ осуще- ствленіи этихъ важныхъ государственных!, предпріятій слѣдовало бы воздер жаться отъ усиленія здѣсь лѣсного хозяйства или по крайней мѣрѣ ограни чить его извѣстными районами за возможными предѣлами вліянія потреб ностей порта и желѣзной дороги. Не надо также забывать, что мѣстные лѣса составляютъ важную опору существованія здѣсь человѣка и населяющихъ полуостровъ животныхъ, потому что даютъ имъ возможность укрываться отъ рѣзкостей холода и вьюги. Это не платоническое соображеніе и можетъ казаться таковымъ лишь близорукому стремленію немедленно обращать все въ деньги. Плохое каче ство лѣсовъ въ этомъ отношеніи составляетъ нѣкоторымъ образомъ даже счастье Кольскаго полуострова, потому что лучше всего сохранить значи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz