Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

18 По виду и росту своему она очень напоминаетъ яблонь, и участки, запятые одною березою, похожи на Яблоновый садъ, въ которомъ деревья посажены на опредѣленномъ разстояніи одно отъ другого. Главныя породы мѣстныхъ лѣсовъ: сосна и ель. Онѣ растутъ вмѣстѣ и съ небольшой примѣсью березы, осины, рябины и ольхи, но часто и на довольно значйтельныхъ плоіцадяхъ группируются отдѣльными зарослями. Лѣса вообще не густые и перавномѣрные, особенно сосновые, въ которы'хъ, кромѣ того., замѣчаются какіе то скачки между возростами, напр, среди 3— 4 -хъ вершковыхъ деревьевъ стоятъ экземпляры 6 — 7 вершковой тол­ щины, большею частію перезрѣлые.' Одинъ изъ обычныхъ н весьма суще- ственныхъ пороковъ ыѣстной сосны заключается въ кривослоиности, дохо­ дящей иногда до крутизны винтовой нарѣзки. Такіе лѣса годны только на дрова и, съ выборомъ, на брёвна; да можетъ быть еще для добыванія смолы, которая выдѣляется растущимъ деревомъ н а обнаженной части забо^ лони и идетъ на выгонку скипидара. Ель считается здѣсь хуже сосны, что при наличныхъ условіяхъ почвы и климата совершенно естественно. Оня тянется высоко и въ верхней, надлѣсной части, даетъ короткіе и чахлые сучья, вершина же почти всегда раздѣляется на два конца и болѣе. Напротивъ того, ннжніе сучья густые и часто до крайности отвислые. Б ер е з а и прочія лиственныя породы для крупныхъ подѣлокъ не при ­ годны. Но и въ такихъ лѣсахъ, при разстояніяхъ доставки 1 5 —20 верстъ, найдется достаточное количество матеріаловъ, если не обращать слишкомъ строгихъ требованій къ качеству лѣса и если лучшіе участки не будутъ сведены раньше времени. Въ Кеми, въ Керети и другихъ пунктахъ Бѣлаго моря уже существуютъ лѣсопильные заводы, раздѣлывающіе лѣса западнаго берега и, говорятъ, что лѣсное вѣдомство имѣетъ намѣреніе также усиленно эксплоатировать лѣса Кольскаго полуострова. По крайней мѣрѣ у плеса рѣки Нивы мы встрѣтились съ прикащикомъ петербургскаго лѣсопромыш- ленника Бѣляева, который отправлялся для осмотра лѣсовъ къ Хибинамъ и на востокъ отъ нихъ, а отъ рабочихъ своихъ мы слышали, что были по­ сланные и отъ другихъ фирмъ. Подобные же слухи ходили въ г. Колѣ относительно туломскихъ и другихъ западпыхъ лѣсовъ. Преждевременная сводка лѣсовъ полуострова можетъ причинить суще­ ственный ущербъ сооруженію и эксплоатаціи сѣвернаго порта и желѣзной дороги и, казалось бы, что до окончательная рѣшенія вопроса объ осуще- ствленіи этихъ важныхъ государственных!, предпріятій слѣдовало бы воздер­ жаться отъ усиленія здѣсь лѣсного хозяйства или по крайней мѣрѣ ограни­ чить его извѣстными районами за возможными предѣлами вліянія потреб­ ностей порта и желѣзной дороги. Не надо также забывать, что мѣстные лѣса составляютъ важную опору существованія здѣсь человѣка и населяющихъ полуостровъ животныхъ, потому что даютъ имъ возможность укрываться отъ рѣзкостей холода и вьюги. Это не платоническое соображеніе и можетъ казаться таковымъ лишь близорукому стремленію немедленно обращать все въ деньги. Плохое каче­ ство лѣсовъ въ этомъ отношеніи составляетъ нѣкоторымъ образомъ даже счастье Кольскаго полуострова, потому что лучше всего сохранить значи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz