Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

Мы же имѣли съ собою: сухари, взятые изъ Архангельска по расчету 1 фунта на человѣка въ день (въ томъ числѣ и на обратный путь нашихъ постоянныхъ рабочихъ), крупы двухъ сортовъ, сахаръ, чай, кофе, немного перцу, луку и лавроваго листа, ящикъ бѣлыхъ сухарей, жестянки съ бискви­ тами „Альбертъ", сушеную зелень, оставшуюся безъ употребленія, и ко­ ровье масло, которое легко подвергалось порчѣ; также четверть водки для рабочихъ и одну бутылку коньяку для себя. Чаемъ и сахаромъ рабочіе запаслись въ Кандалакшѣ . Но сахаръ, масло и нѣкоторыя другія мелочи мы получили еще дополнительно изъ Колы съ оказіей. Бисквиты „Альбертъ" оказались очень практичнымы для неболынихъ экскурсій. Они не заннмаютъ мѣста въ карманѣ и нѣсколькихъ штукъ достаточно, чтобы поддержать силы. Съ нашими припасами мы не терпѣли никакого недостатка въ пиіцѣ, при чемъ всегда польговались великолѣпной рыбой и иногда дичью, потому что приготовленіе послѣдней требуетъ слишкомъ много времени. Е е слѣдуетъ поэтому жарить или варить на досугѣ и ѣсть уже въ свое время холодную. Для спанья мы имѣли матросскія койки, которыя подвѣшивались къ деревьямъ. Надъ койками протягивались веревки и черезъ нихъ перекиды­ вались виксатиновые брезенты 14) образовавшіе родъ палатки. Погода намъ все время очень благопріятствовзла, но въ другое время слѣдовало бы имѣть, кромѣ нашихъ коекъ, еще одну или двѣ палатки изъ проолифленнаго полотна для рабочихъ и багажа. Так ія палатки могли бы служить брезентами во время переѣздовъ н а лодкахъ. Всѣ грузы въ подобныхъ путешествіяхъ должны быть распредѣляемы по ящикамъ и мѣшкамъ, вѣсомъ отъ 1 до 2-хъ пуд. въ каждомъ, но 2 пуда, даже для сильнаго носильщика— многовато, тѣмъ болѣе, что у каждаго изъ нихъ всегда есть кое-какія свои вещи. Вмѣсто ящиковъ удобнѣе нмѣть брезентовые чемоданы съ замками. Это облегчаетъ ношу и чрезвычайно ѵпрощаетъ выемку иотребныхъ вещей. Но во всякомъ случаѣ, каждый ящикъ или чемоданъ слѣдуетъ опускать въ особый мѣшокъ, что предохраняетъ его отъ содмочки и даетъ возможность сунуть туда какую нибудь подручную мелочь, напр, запасную веревку, то - поръ, сапоги и т. д. Мѣстные носильщики имѣютъ спеціалъное приспособленіе для носки багажа на спинѣ— „кроиши". Это дуга изъ толстаго прута съ веревочной сѣткой и лямками. Л ѣ с а . Пѣшеходныя дороги во всемъ напоминаютъ лѣсныя захолустья приморской части Выборгской губерніи. Тѣ же лѣса, песокъ, валуны, мохъ и болота. Только въ Финляндіи лѣсъ получше, песку побольше, валуновъ, поменьше, болота поглубже; да чѣмъ дальше къ сѣверу, тѣмъ больше по ­ падается корявой березы, предѣлы распросгранен ія которой дальше и выше предѣловъ хвойныхъ деревьевъ. и ) Внксатішовые плащи и брезенты оказались совершенно непрактичными для иуте- шествіп. Отъ ностояпнаго складыванія и раскладыванія, или отъ другихъ какнхъ нрпчинъ, въ нихъ образуется множество мелкнхъ дырочекъ: которыя видны только на свѣтъ. Черезъ нихъ вода всасывается, размазывается но всей поверхности виксатиновой матеріи и мочнтъ платье. Часто случается, что внутренняя поверхность нлаща совершенно еще мокра, тогда какъ наружпая, обдуваемая вѣтромъ, давно уж е высохла. Лучше виксатиновыхъ, вѣроятно, служили бы плащи и брезенты изъ проолифленнаго полотна, хотя такія вещи и гораздо менѣе элегантны. о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz