Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

1(3 случается и то. что бѵря по цѣ.тымъ недѣлямъ удерживаетъ путника на берегу, гдѣ, въ лучшемъ случаѣ, онъ находнтъ дрянную казенную избушку, въ которой едва укрывается отъ дождя и стужи, а иногда долженъ бываетъ жить подъ елкой на положеніи человѣка каменнаго періода. Еазенныя из­ бушки паходятся въ весьма плачевномъ состояніе. Онѣ устроены безъ сѣней и съ односкатой, очень пологой и однородной тесовой кровлей. Оконныя рами со стеклами, одиночныя и иногда гораздо большихъ размѣровъ, чѣмъ вырубленное въ стѣнѣ отверстіе, такъ что рама не вставлена въ отверстіе, а небрежно прибита снаружи гвоздями, при чемъ пазухи бревенъ ничѣмъ не задѣлаиы. ІІолы деревянные. По двумъ сгѣнамъ лавки. Во время дождя избы эти текутъ насквозь, а вѣтеръ дуетъ во всѣ щели, и все спасеніе и отрада несчастнаго путника— въ огромномъ камипѣ, который занимаетъ одинъ изъ четырехъ угловъ этой избушки и сложенъ изъ каменныхъ плитъ. Камины эти имѣютъ видъ какой то кувншнообразной; разрѣзанной попо- ламъ заводской печи и представляютъ действительно прекрасное учрежденіе. Какъ только зажгугъ дрова, сейчасъ же по всѣй избушкѣ распространяется лучистая тенлота н, если бы потолокъ не протекалъ, можно было бы скоро согрѣться и высушить платье п обувь. А между тѣмъ, сколько невзгодъ можетъ претерпѣть какой нибудь путяикъ во время осенней непогоды и слякоти, напр.: на переходѣ отъ Масельга до Кицы, протяженіеыъ въ 4 0 — 50 верстъ, гдѣ три тайболы и четыре водныхъ участка пути и пи' одной даже самой скверной, избушки. Почтовые ямщики— лопари живутъ на станціяхъ рядомъ съ казенными избами въ подобныхъ же жалвихъ хат- кахъ или въ шалашахъ— вѣжахъ, но нація ихъ питаетъ полное отвращеніе ко всякому домашнему комфорту и они, конечно, никогда не приложатъ малѣйшаго старанія къ исправленію избушки на пользу человѣчества или хотя бы на случай пріема въ ней своихъ же гостей. Проходящимъ по Кольскому полуострову выдаются свидѣтельства иа полѵчепіе почтовыхъ лошадей, но каждая лошадь замѣняется здѣсь двумя ямщиками, которые провожаютъ путника отъ станціи до станціи, несутъ его багажъ, ие болѣе 2-хъ нудовъ на носильщика, и везутъ его на лодкахъ по озерамъ и плесамъ. На каждой станціи полагается всего 4— 6 ямщи- ковъ при 1— 2 карбасахъ, по этому пройти здѣсь обществомъ въ нѣсколько человѣкъ съ болѣе или менѣе значительиымъ багажемъ— весьма затрудни­ тельно. Экспедиція наша состояла изъ 11 человѣкъ, въ томъ числѣ 6 постоян- пыхъ рабочихъ, и пмѣла около 40 пуд. груза, и мы совершили своей путь безпрепятственно, благодаря лишь содѣйствію г. губернатора, командиро- ваншаго намъ па встрѣчу изъ Колы чиновника полидеііскаго управленія, а также разцымъ ухищреніямъ въ передвижепіяхъ багажа и рабочихъ, число которыхъ доходило иногда до 28 человѣкъ, при чемъ на все время плаванія по Имандрѣ нами былъ принанятъ одинъ лопарскій карбасъ. Финляндская экспедіщія Гг. Кильмана, Пальмена и Рамзая путеше- ствовавшихъ по Кольскому полуострову въ 18 8 7 — 1 8 9 2 гг. озаботилась, какъ намъ передав'алп наши рабочіе, заготовкою провіанта въ подлежащихъ пунктахъ еще по зимнему пути, а также заблаговременной наемкой рабо­ чихъ и лодокъ. И такія мѣры совершенно необходимы при продолжитель- помъ пребываніи въ пустыняхъ полуострова, потому что на мѣстѣ можно промыслить только рыбу и дичь, да въ свое время грибы и ягоды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz