Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

14 долипахъ, гдѣ у крестышъ имѣются лужки пудовъ на 20 сѣна. Но одно несомнѣішо, что кандалакскіе крестьяне, не иыѣющіе опыта въ подобномъ дѣлѣ, сами не начпутъ, да и не могутъ начать такого хозяйства, хотя .бы оно и дало нмъ возможность увеличить количество скота, не истощая- ягель- ныхъ настбищъ, необходимыхъ для оленей, у О т с у т с т в і е з а б о т ъ о с е л ь с к о м ъ х о з я й с т в ѣ . Туть нуженъ примѣръ и нѣкоторыя поощренія. На Кольскомъ же иолуостровѣ бросается въ глаза, съ одной стороны, ничтожная численность населенія и, съ другой; полное представительство всѣхъ отраслей правительственной власти, п р и . совершенномъ отсутствіи какого-либо учрежденія, на обязанности котораго лежали бы заботы объ улучшепіи крестьянсй&га, хозяйства. Здѣсь есть: по- лиція, лѣсничіе, акцизные, таможенные и д іщ іе чиновники, которые, по роду своей службы призваны действовать болѣе репрессивными мѣрами и нѣтъ земства, или другого какого учрежденья, на обязанностях! котораго лежали бы иниціатива и дѣятельныя заботы объ устройствѣ и содержаніп путей сообщенія, объ устройствѣ образцовыхъ фермъ, упорядоченіи рыбиыхъ промысловъ и отвлечеиіи мѣстнаго населепія отъ исключительной преданности его этимъ промысламъ, въ ущербъ прочему хозяйству, объ змучшеніи судо- строенія, упорядоченіи оленеводства, о водвореніи ремеслъ и т. д., и т. д. Д о р о г а о т ъ с. К а н д а л а к ш и до оз . й м а н д р ы . 25 іюня начата была нивелировка отъ Кандалакши по иѣшеходной дорогѣ къ Имандрѣ, въ разстояніи 2 ,67 версты отъ села. Рѣка Нива течетъ здѣсь быстрымъ, порожнстымъ потокомъ въ прямомъ и, ііовидимому. глубокомъ руслѣ, отдѣлеиеоыъ отъ праваго берега валунной отмелыо, которая затопляется только высокими водами. Ширина меженней воды . . . . . 88 с. при высотѣ 0 ,0 0 с. „ русла вмѣстѣ съ отмелыо . . . 55 „ „ „ — „ „ по уровню весен, водъ (примѣрпо) 59 „ „ „ 0 .S 0 „ Въ воскресенье, 26 іюня, экспеднція наша выступила изъ Кандалакши, продолжая нивелировать по пѣшеходной дорогѣ и выславъ предварительно на озеро Имандру, съ особою партіей иосильщиковъ, значительную часть своего багажа, въ которомъ было и 15 іі}д. сухарей, такъ какъ па всемъ пути до Колы хлѣба достать нельзя. Мѣстами пѣшеходная дорога отъ Кандалакши до Колы настолько хо­ роша,, что производить впечатлѣніе проселочной проѣзжей дороги. На цѣко- торыхъ протяженіяхъ даже камни убраны въ сторону и лежатъ маленькими барьерами. Но иногда она суживается въ тропинку и вьется' по гористы'мъ и каменистымъ переходамъ, гдѣ ее прокладывали однѣ ступни человѣческія. На всѣхъ болотистыхъ мѣстахъ проложены по' пшаламъ мостки или, вѣрнѣе сказать, тротуары въ четыре пластины, съ двумя круглыми бревнами по бокамъ. Тротуары эти, вообще, находятся въ довольно исправномъ видѣ, хотя есть и совершенно сгнившіе. Чѣмъ руководствовались при выборѣ направленія этой дороги неизвѣстно, но во многихъ мѣстахъ она дѣлаетъ непонятные и утомительные повороты въ горы по очень неровной, камени­ стой почвѣ. Мѣстамп есть зимники и лѣтники. Она часто прерывается озерами или рѣчными плесами, по которымъ сообщеніе производится на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz