Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.
13 частицъ въ движущемся пластѣ и въ его подстилкѣ, во многихъ мѣстахъ переходятъ за предѣлы упругости. Пластъ лопается, передам ываетъ и воро- чаетъ включенные въ него камни, тащитъ за собою и окатываетъ подстилку, и все это многократно повторяется при новомъ всякій разъ смерзаніи пласта и его деформаціи. Однако, движеніе это настолько медленно, что у подножія горъ въ болыпинствѣ случаевъ не видно свѣжихъ иагроможденій мореннаго свойства или скопленія камней, которые, постепенно достигпувъ обрыва, падали бы, затѣмъ, внизъ. Подобныя осыпи и обвалы обыкновенно замѣчаются лишь подъ вертикальными обрывами, какъ, напр.: въ ущельи Юмъегоръ-Хибин- скихъ тундръ. Можетъ быть, какъ ни тверды камни, они усаѣваютъ во время дол- гаго пути своего тоже раздробиться и превратиться въ незамѣтную мелочь или, можетъ быть, растительность спѣнштъ маскировать собою все, что низвергается на ея лоно, какъ она маскируетъ и всякое движеніе камней верхнихъ частей горъ, несомнѣнно раздробленныхъ, но скрывающихся подъ моховымъ покровомъ. Пользуясь картиною такихъ незначительныхъ, можно сказать, кабинет- ныхъ явленій современныхъ дѣйствій льда на высотахъ Лапландіи, можно было бы кажется создать цѣлую теорію общаго молекулярпаго перемѣщенія всего поверхностпаго слоя земли въ низменности вслѣдствіе періодпческаго замерзанія и оттаяванія этого слоя. В л а ж н о с т ь м ѣ с т н о с т и . На пути къ Желѣзной тундрѣ памъ при шлось переходить нисколько порядочныхъ ручьевъ и на подъемѣ въ гору мы встрѣчали ключи, выбѣгавшіе изъ каменныхъ массъ, а на высокой сѣд- ловинѣ между обѣими вершинами тундры нашли два озерка; на берегахъ которыхъ росъ отдѣльными хворостинками чахлый камышъ. Вся эта вода получается, конечно, оть дождей и тающаго снѣга, но въ предшествовавпііе дни погода стояла ясная, а снѣга, кромѣ небольшого клочка, бѣлѣвшаго на сѣверномъ склонѣ Середней тундры, нигдѣ уже пе было. Поэтому для объясненія существованія верхнихъ ключей необходимо допустить, что гора пмѣетъ много скрытыхъ щелей и трещинъ. или вѣрнѣе, что значительная часть ея, особенно поверхностная, находится въ разру - шепномъ состояніи н пустотами своими, въ которыхъ скопляется большой запасъ воды, способва регулировать течепіе ключей. И это, повидимому, присуще всѣмъ тундрамъ Лапландіи, потому что то же самое мы встрѣчали въ Хибинахъ и въ другихъ мѣстахъ. Въ той же котловипѣ, гдѣ стоятъ маленькія озера, скала, очевидно, сохранилась болѣе или менѣе въ цѣлости и воду почти не пропускае т е Обиліе влаги на отлогихъ скатахъ предгорія образуешь тѣ болотпстыя пространства, о которыхъ было упомянуто выше, и которыя, по моему мнѣнію, легко могутъ быть превращены въ луга. Для этого потребовалось бы провести осушнтелышя канавы, особенно верхніа, преграждающая притокъ воды па осушаемую площадь, и сдѣлать неболыпія расчистки лѣса на пространствахъ, покрытыхъ моховою растительностью потому что на илощадяхъ поросшихъ травою лѣсу вовсе нѣтъ. А затѣмъ, люди свѣдущіе могли бы указать, какъ слѣдуетъ поступать далѣе. Во вся- комъ случаѣ, думаю, что только въ подобеыхъ торфяпыхъ мѣстахъ и было бы возможно устройство луговъ, а не въ узкихъ безпочвенпыхъ рѣчныхъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz