Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

В В Е Д Е Н И Е . Настоящий обзор работы Мурманской железной доророги охватывает 1922 —1923 хо­ зяйственный год, т. е. период от 1-го октября 1922 года по 1-ое октября 1923 года. Этот год был временем окончательного утверждения на транспорте начал платности и коммерческого расчета и, вместе с тем, он же был первым годом работы Правлений, организация которых тесно связана с проведением указанных начал. На Мурманской же ­ лезной дороге Правление было создано к концу августа 1922 года, но, если принять во внимание, что весь сентябрь, в силу необходимости, должен был пойти на работу организационного порядка, то, как раз с октября месяца, т. е. с начала хозяйственного года, и началась творческая работа Правления. Нужно признать, что условия, в которых Правлению предстояло начать и развивать свою деятельность, были чрезвычайно трудны. Представление о Мурманской дороге, как дороге безнадежно дефицитной, а потому, при нынешнем положении, не особенно нужной, было в некоторых кругах еще довольно сильно. В сентябре 1922 г., т. е. на первых же порах работы Правления, в связи с этим состоялась специальная поездка по всей линии дороги Главного Начальника Путей Сообщения, ныне Заместителя Народного Комиссара Путей Сообщения, И. Н. Борисова, имевшая своей задачей исчерпывающе ознакомиться с истинным положением дороги, ее значением в настоящем и видами на будущее. Но, как раз, эта поездка имела своим результатом признание полной необходимости самостоятельного существования дороги во всем ее объеме и широких перспектив поли­ тико-экономического развития северного края, где Мурманская дорога должна сыграть роль творческого фактора в поднятии производительных сил не только Карело-Мурман­ ского края, но и всего севера до Урала. Вся последующая деятельность Правления протекала именно под знаком подъема работы дороги, как транспортного предприятия, при возможно большем снижении расходов и сжатии все же неизбежного в первые годы дефицита, и воздействия на развитие местной экономической жизни путем ряда мероприятий колонизационного и производственно­ промышленного характера, тесно связанных с дорогой, как наиболее сильным органом края. Обзор работы дороги и должен подвести итоги всему, что было сделано в течение этого 1922— 1923 года. Он должен охватить всю работу и дать ясное представление, как о трудностях, так и о достигнутых положительных результатах. Как общий вывод из всего того обширного материала, какой помещен в обзоре, можно признать, что за рассматриваемый период в работе дороги, столь отличающейся от других дорог СССР не только техническими условиями и качеством постройки, но и порядком и способами обслуживания ее в особых климатических и бытовых условиях, видны определенные признаки улучшения, к а к - т о : привлечение к работе на линии слу­ жащих добровольное, а не путем командировок с других дорог, некоторое смягчение жилищного вопроса, ликвидация продовольственного кризиса, организация колонизацион­ ного дела, на каковое из Центра сначала не было ничего ассигновано, и Правление при­ нуждено было уделить из скудных средств эксплоатации ничтожную сумму, дабы начать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz