Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

Средний суточный пробег рабочего товарного вагопа в товарных поездах за год 31 ,5 вер. немного улучшился в сравнении с предшествовавшим отчетным годом 30 ,6 на 0 ,9 вер. или па 3°/0. К концу года начинается возрастание этого чрезвычайно важного для работы дороги показателя, Последовательно за месяцы май-сентябрь средний суточный пробег составлял 29 ,3 — 32 ,4 — 36,1 и 39 ,3 версты, дойдя почти до максимального пробега 39 ,5 в октябре. В переводе па годовой пробег, в верстах, мы получаем: Средний за год 31,5 X 365 = 11 .4 9 7 ,5 кругло— 11 .500 вер. По месяцам— от 9 .1 0 0 до 1 4 .0 0 0 верст. В довоенное время в 1913 г., но данным Статистического Сборника бывш. Министерства Путей Сообщения, средний годовой пробег товарного вагона был 2 3 . 9 0 0 вер. или в среднем 65 верст в сутки па казенной европейской сети, а па сети частных дорог пробег вагопа средний за год был 27 .3 0 0 вер. или в среднем в сутки 75 вер. Средний оборот рабочего товарпого вагона за год 8,4 сутки подвергался пезвачительпым колебаниям но месяцам. Большее разнообразие мы встречаем по месяцам в среднем рейсе товарпого груженого вагопа, Колебания от 147 вер. до 257 вер. при средпей величине 198 составляют в сравпепии с носледпей понижение па 26°/о и повышение на 29<>|и, причем последний в отчетпом году квартал отличается значительным возрастанием протяжения рейса, а именно за июль, август и сентябрь соответственно 240 , 226 и 257 вер. Последнее в зависимости от повышения деятельности Мурман­ ского порта. Данпыя таблицы № 31 об отношении пробегов порожних к груженым показывают сравнительно небольшой процент порожнего пробега несмотря па описанную выше, чрезвычайно невыгодную для правильного вагонного хозяйства конфигурацию движения, когда значительно преобладают грузы одного, нечетного направления. Нельзя не отметить однако значительность пробега порожняка в грузовом направлении. Явление это частью объясняется изменениями грузового направления па северной половине дороги, частью— размером перевозок грузов в вагонах специального типа. Во всяком случае па значительность такого пробега должно быть обращено внимание для возможно большего его снижения. Затруднения в Исключительно тяжелые климатические и топографические условия дороги, особенно северной движении. части в связи с малонаселенностью края, не раз в течепие года затрудняли работу дороги, создавая в ней перебои и осложнения, требовавшие большого напряжения спл. Так, уже в октябре месяце 1922 г. имел место случай размыва полотна на ветви Кемь- пристань, происшедший вследствие небывало сильного подъема воды в протоке Салма, вызванного бурей па Белом море, свирепствовавшей в течение пескольких дней. В ноябре месяце условия движения ухудшились в связи с ухудшением иогоды, а также порчей паровозов в пути. Кроме того, затруднения в движении были вызваны значительным скоплением вагонов, как груженых, так и порожних, в Сороке и Кандалакше. В Сороке скопление вагопов произошло вследствие певыиуска паровозов из депо и невыполнения программы ремонта паровозов но недостатку рабочих рук. В Кандалакше же было крайне ослаблено снабжение паровозов топливом в виду опять-таки недостатка рабочей силы. Следует отмстить происшедший в средине месяца пожар вокзала на ст. Мурмапск, происшедший вследствие недосмотра за топкой печи и уничтоживший вокзал до основания. В декабре па всем протяжении дороги имели место продолжительные спегопады, сопрово­ ждавшиеся в средней и северной ее части поземками и метелями, которые в средине месяца в районе Мурманска приняли характер буранов. Работа снегоочистителей затрудпялаеь отчасти неподачей своевременно паровозов под снегоочистители из-за недостатка паровозов и неудовлетворительного снабжения их топливом, а частью невозможностью использовать работу снегоочистителей в выемках, незаконченных разработкой при постройке дороги, для очистки же вручную не было возможности получить со стороны временную рабочую силу и потому приходилось прибегать к мобилизации же­ лезнодорожных служащих. Необходимо также отметить частые случаи порчи паровозов в пути. Все эти обстоятельства отрицательно отразились на работе дороги и на ее измерителях. В январе месяце 1923 г. аналогичные атмосферные явления носили еще больше резкий характер. Стояли сильные морозы, и спежные заносы принимали временами стихийный характер. Некоторые перегоны, особенпо на севере, заносились па несколько верст снегом, доходившим высотою до 0 ,9 саженп:, работавшие снегоочистители получали повреждения, создавались перерывы в движений до 3 суток и более. Как и в прошлые месяцы, были случаи порчи паровозов в пути, а также слабый выпуск из депо по недостатку рабочих рук. — ■4G — -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz