Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

263 чителыше расходы по выплате сказанному контингенту служащих подъемных, суточных и проч. пособий по повышенному тарифному поясу, что безусловно не было испытано другими дорогами. Доминирующую с финансовой стороны роль в дефицитности дороги сыграла неустойчивость валюты; по расходным расписаниям Цептра кредиты дороге открывались в товарных рублях, по индексу НКФ-ина, применяя которые при переводе ассигнованных сумм в совзнаки по более низкому курсу, чем средний месячный индекс Госплана или средний курс золотого рубля Котировальной Ко­ миссии, дорога испытывала громадные убытки, особенпо при расчетах за материалы, за которые уплаты производилис ьпо курсу золотого рубля. Насколько велики расхождения курса НКФ-ина, Госплана и курса золотого рубля, а, следовательно, и эти убытки, — можно видеть из сравнения хотя бы 2-х последних месяцев отчетпого года, так, например: М Е С Я Ц Ы. Индекс Общетоварный индекс Госплана. Курс золотого рубля на 1-ос число. Наркомфина. На 1-ое число месяца. Средний месячн. Август 1923 г.......................... Сентябрь „ ................... 135.0 215.0 152,24 275,29 192,07 383,86 140.0 290.0 Но приведенные потери дороги еще более возрастали, так как НКПС отпускал дотацию в сов- знаках пе в начале месяца, когда индекс НКФ был более или менее близок к индексу Госплана, а в середине и конце месяца, когда индексы расходились. Кроме того, фипапсирование дороги Центром помимо совзнаков производилось, в значительной мере, краткосрочными обязательствами Наркомфина, которые приходилось дороге реализовать со зна­ чительным убытком против номинальной их стоимости, так как обязательства эти Центром отпуска­ лись по Московскому курсу, стоимость которых была значительно выше Лепипградского. Несвоевременность получения из Цептра дотации влекла за собою выплату рабочим и служащим пени за задержку зарплаты. По тем же причипам дорога выпуждена была неоднократно делать за­ купки материалов на векселя, что, конечно, удорожало их; кроме того, ей приходилось принимать за свой счет оплату учетных процентов. В конечном результате это заставляло дорогу прибегать к ссудам, не считаясь даже с тяжелыми условиями их. Для привлечения грузов Правление дороги практиковало и кредитование по чекам, что вызы­ вало, в свою очередь, несвоевременность платежей клиентами; отсутствие этих ^средств в свое время влекло дорогу к известным переплатам; более крупные клиепты, как, например, Волховстрой, нередко производили уплаты обязательствами Наркомфина, при реализаци которых дорога также имела зна­ чительные потери на курсе. Здесь не приводятся дальнейшие причины, повлиявшие на дефицитность, совершенно независимые от Правления дороги, которое было к тому же только что образовано и, следовательно, более реально проявить свою инициативу в широком масштабе еще не имело возможности; но к концу года, как уже выше было сказано, на дороге стали выявляться результаты его мероприятий—появился импорт, а в ближайшие же последующие месяцы—и экспорт. Затем, в виду удовлетворения ходатайства Правления о разрешении дороге устанавливать местные тарифы на всем протяжении ее и введения целого ряда пониженных тарифов па лесные грузы, получилась возможность этим усилить перевозки дороги. Для привлечения грузов, экспортируемых за границу через Мурманск, установлена скидка с вывозных пошлин. Понижение таможенных пошлин на пушнину имело широкое значение для края, но, естественно, дорога не могла получить реальную выгоду от этого с первого же момента введения такой скидки, результаты которой могут сказаться лишь в последующих годах. Так как недостаток населения в крае является всегда препятствием, мешавшим правильно использовать природные богатства и поднять его промышленность, — Правление дороги выдвинуло вопрос о колонизации Мурманского края и подготовила для Сев.-Зап. ЭКОСО конкретный материал. Положение о колонизации Карельско-Мурманского края, имеющее историческое значение, 25 мая 1923 года было утверждено Советом Труда и Обороны. Кроме этого, Правлением дороги был принят ряд других мер, направленных к возрождению в крае промышленности и увеличению работоспособности дороги; реальные результаты этих мер будут выявлены с финансовой стороны лишь в последующих эксплоатационных отчетах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz