Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

246 К о л о н и за ­ ционные р а ­ боты. Разра­ ботка м ате­ риалов и составление плана кол они за ци и . Подготовна к полевым работам. После утверждения СТО „Положения о колонизации Карельско-Мурманского края“ состав Отдела был переконструирован и приспособлен к практической работе в поле. Колонизационный Отдел состоял из следующих Частей: 1. Земельная, на которую было возложено выполнение всех землеотводных, землеустроительных, мелиоративных и всех вообще работ по изысканию, обследованию и отводу переселенческих участков и по подготовке их к заселению. 2. Водворения и устройства переселенцев , предназначенная заведывать подбором контингента переселенцев, их устройством на участках и оказанием им помощи при обзаведении хозяйством. В. Часть изысканий и организации производств, на обязанность которой было возложено изучение природпых рессурсов отведенной дороге территории, изыскание способов их практического использо­ вания и составление проектов вспомогательных предприятий для эксплоатации природных богатств края. 4. Общая Часть , являющаяся общим аппаратом для всего Отдела но делам личного состава, делопроизводству и счетоводству. 5. Агрономический Подотдел, который самостоятельно осуществлял свои обязанности по развитию сельского хозяйства в районе дороги, не только среди железнодорожников, по и вообще населения пристанционных поселков. Деятельность Агрономического Подотдела была переконструирована в целях приспособления существовавшего агрономического аппарата для выполнения колонизационных задач. В первый период существования Колонизационного Отдела все его силы были паправлены на проведепие вопроса о предоставлении дороге территории для колонизации и всесторонней эксплоатации ее богатств. Для обоснования идеи о колонизационном значении дороги, и для составления перспективного плана работ было необходимо прежде всего систематизировать и разработать весь разнообразный, обширный, по разрозненный материал, добытый различными учреждениями и организациями, изучавшими Карельско-Мурманский край, в том числе и Экономической Службой самой дороги. Одповремепно вопрос о колонизации края был поставлен на обсуждение научных учреждении Москвы и Ленпнграда путем докладов сотрудников Колонизационного Отдела. В это же время был выпущен сборник „Производительные силы района Мурманской железной дороги“ . Как было уже упомянуто выше, проект колонизации Карельско-Мурманского края, разработанный Колонизационным Отделом, после принятия его Обласгэкосо был последним внесен в Президиум ВЦИК, который, одобрпв принципиально проектируемые мероприятия, предложил С.-З. Экосо разработать по­ дробное Положение о колонизации края и представить его на утверждение СТО. В виду этого, Колонизационному Отделу пришлось в кратчайший срок подготовить материалы для составления Положения. В это время проект колонизации района дороги основывался на предо­ ставлении дороге 20-ти-верстной полосы, как объекта колонизационных работ. Для этой территории и был составлеп план работ па 5 лет. Карельская Трудовая Коммуна не нашла возможвым согласиться на отвод такой территории и признала более целесообразным передачу дороге отдельных лесных массивов, границы которых были установлены на особых совещаниях в Петрозаводске. В связи с этим пришлось вновь переработать весь план и смету колонизационных работ. Разработка материалов, полученных в результате исследовательской деятельности экспедиций, организованных бывшей Экономической Службой в 1921 и 1922 гг., позволила обосновать план коло­ низационных мероприятий ценными новыми данными. С особой подробностью в зимюпй период ] 922-23 год был обработан весь имеющийся материал но лесам— главному богатству края— и ископаемым. Не дожидаясь окончательного утверждения Положения о колонизации Карельско Мурманского края, Колонизационный Отдел приступил к камеральной подготовке летних полевых работ. Были намечены первоочередные районы колонизации и выработаны технические инструкции п про­ граммы работ. Согласно утвержденному СТО 25 мая Положению,, начальный срок поступления в кассу дороги платежей за использование отведенной территории был назначен на 1 октября. Таким образом, в летний период 1923 г. пе имелось специальных средств для колонизационных работ; между тем, было бы нецелесообразно потерять лето 1923 года, тем более, что необходимо было удовлетворить уже проявившуюся нужду в земле. Кроме того, для того, чтобы развернуть широко работы в 1924 году, необходим был опыт для выработки технических приемов работы применительно к местным условиям. Поэтому, Правление дороги постановило отпустить заимообразно небольшую сумму из общих средств дорогп. Благодаря этому оказалось возможным сформировать три времеиных партии—две землеот­ водных и одну лесную.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz