Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

„Желрыбой" арендованы суда для перевозки заготовленной рыбы и товаров, произведены вообще организационные работы и уже создан ряд пунктов па побережье, где оборудованы салото­ пни, коптилъпые заводы, хлебопекарни, товарные склады с запасами товаро-продуктового снабжения рыбаков, как летом, так и зимой и т. д. Само собой разумеется, подготовительная организационная работа отняла у „Желрыбы“ не только время, но и значительную долю материальных средств, а потому результаты промыслового заготовительного лова за минувшее время не вполне удовлетворительны. Из общего количества часть рыбо-товаров использована для лесозаготовительных и других нужд дороги, а остальное реализовано на Ленинградском и Архангельском рынках. Если эти операции по своему размеру и скромны, то гее же они компенсированы приобрете­ нием паровых судов и необходимого опыта, изучением района и быта местных рыбаков и прибавили дороге количество грузовых перевозок, а рынку ирибавили часть продуктов, которая при отсутствии „Желрыбы" осталась бы в водах, или же была бы добыта иностранными хищниками. Дорога, имея внутри себя разнообразное хозяйство и связывая отдельные отрасли между собой, достигает полной производственно-рабочей нагрузки для отдельных частей своего механизма. Так, папример, имея пароходы, ими пользуются для рыбной ловли, а при отсутствии таковой— они совершают перевозку грузов, посылаемых для товарообмена и для заготовительных целей в Становище. Лесозаготовительные операции дают возможность обеспечить рыбные промыслы тарой, возмещение стоимости которой покрывается отпуском рыбо-товаров и т. д. Эти незначительные предпосылки, (а их более значительных очень много),—убеждают в целе­ сообразности создания рыбо-заготовительпого органа при дороге и поэтому обязывают дорогу принять энергичные меры к его расширению и усовершенствованию. Руководствуясь этим и не останавливаясь на достигнутых за короткое время результатах, Правление дороги, очевидно, стремится придать „Желрыбе“ более жизненный и расширенный круг деятельности па будущее время, что подтвердилается тем, что Правлением отпущено 25.000 руб. для закупки за границей кошельковых неводов, а также выделен в „Лхелрыбу* ряд ответственных работ­ ников и сотрудников из других Отделов и Служб дороги. Однако, к сожалению, отсутствие оборотных средств почти у всех северных рыбо-промышлен- пых организаций не дает возможности развернуть эту отрасль промышленности, так, как того по­ велительно требует само дело и обстоятельства времени, д е в и з к о е г о —и с п о л ь з о в а т ь п р и ­ р о д н ые б о г а т с т в а с т р а н ы д л я с е бя , для п р о ц в е т а н и я с т р а ны, а не для обога­ щения иностранных капиталов. Промысловый флот „Желрыбы“ , работавший в 1 9 2 3 году. Название. Род пользования. Тип судна. Емкость, в пуд. Стоимость, в руб. Продолжительность работы. 1. Кереть . . . . 2. Кемь . . . . 3. Б о т ................... 4. Николай . . . 5. Шарлотта . . (5. Дмитрий . . . 7. Василий . . . Арендован. 99 Куплен. V Арендован. я п Китобойное. Пароход. Мотопарус. Парусник. Мотопарус. Парусник. п 4 .000 3 .0 0 0 6 .000 6 .000 } 18 .000 • 5 .500 2 .000 2 .4 0 0 2 .5 0 0 2 .300 т 2 6 / vii —15/х 1/ix— 15/х Конец сезона. Не работал, г— 15/х. j Пять м-цев. Не все мероприятия по развитию промысловых операций одинаково удачны: так, специалисты считают, что „Кемь“ при современном положении дела с наживкой, отнюдь пе подходящее для ярусного лова судно. Куда выгоднее было бы производить лов ярусом при помощи парусно-моторного бота. „Желрыба" таковой имеет, однако, его еще нужно дополнительно оборудовать, установив на нем паровую лебедку. Грузоподъемность бота меньше, чем „Кеми". „Кемь* подымает 120 тюков ярусов, бот поднимает только 80, но так как положение с наживкой очень н очень слабо, то это сокращение не причинит ущерба. Начинания в области траулового лова, хотя и хороши, но еще не достаточны. Необходимо, чтобы траулеров было несколько, чтобы они по радио сообщали о местонахождении рыбы; необходимо,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz