Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

230 Но хотя голые цифры, приводимые в своих описаниях Е. К, Суворовым и Н. Д. Курасовым, и говорят нам о том, что Мурманский край в промысловом отношении очень богат, однако тотчас же мы сталкиваемся с другими цифрами и другими фактами. Оказывается, что у Мурмана и в Баренцовом море ловится камбала и англичане приплывают за ней из Гуля и Гримсби, и эта ловля, столь отдаленная от базы, им так выгодна и они ездят так часто, что вылавливают в наших водах до 26— 271/2°/0 всего своего улова камбалы. В 1911 г. ипостранцы всего выловили на Мурмане два с половиной милл. пуд. рыбы, мы же только 616.000 пуд. Часть рыбы потом была продана ими нам же и вернулась через Ленинградский порт. Эти цифры только лишний раз указывают нам на то, что мы обладаем в Мурманском крае богатствами, какими мы сами же не можем и воспользоваться вследствие культурной отсталости и малочисленности населения. Наши северные промышленники плавают все еще па шняках,—(открытая лодка с грузоподъ­ емностью 200— 400 пудов), которая на веслах тяжела, на парусах же неспособна итти круто к ветру, или на елах, (тоже беспалубная лодка, но более поворотливая), которые выходят из употре­ бления у норвежских рыбаков и перепродаются нам. Теперешние же западно-европейские рыболовы пользуются моторными или парусными судами, которые позволяют им продолжать лов при всякой погоде, не боясь затопления. Эти суда и называются тралловыми и их у нас почти пет, так как в 1920 году было всего только 12, сделавших 24 рейса, между тем, как в 1918 году англичане сделали в наших водах 108 рейсов. „Желрыба‘% имея один траулер *Кереть“ и пароход „Кемь“ , которые могут сделать по 10 рей­ сов в год, выгадывает по 11— 13 суток на рейсе в сравнении с англичанами. Поднятие общего технического уровня промысла, однако, еще не решает задачи. Главная, первая причина упадка в промысле та, что местное население ничтожно малочисленно до сих пор. Всего работает на рыбном промысле 3— 4 тысячи человек и из них только около 500 чело­ век местных жителей, все же остальные номоры наезжают на сезон. Третий тормаз развития промысла—слабая техника заготовки и консервирования продукта. Наши поморы, надо признаться, не умеют даже засолить рыбу, как следует. Е. К. Суворов при­ водит поморскую поговорку о тухлой, плохо засоленной рыбе, а именно: „чем воняе, тем вкуснее'4; а посему, следовательно, прямая задача „Желрыбы“—своим примером и опытом показать, научить и привить в крае более культурные и более выгодные способы обработка продукта. И эта роль „Желрыбы" уже выполняется. Отвечая на спрос продуктов высшего качества и конкурируя с другими коммерческими предприятиями, „Желрыба" всячески старается бороться за улучшение продуктов промыслового производства и тем самым уже повышает не только уровень экономической, но и культурной жизни края. М е ро пр и яти я Р ы б н ы е п р о мыс л ы Му р м а н с к о й ж. д. должны при надлежащем использовании их по развитиюоказать колоссальное самодовлеющее влияние в этой отрасли промышленности для всей страны не в отношении широкого развития промышленного производства и насыщения рынков впутри ОПбрацИИ ИТОр" n / i r m г о в о - снабжен-стРаны’ н0 0 в отношении поднятия на должную высоту торгово-промышленного значения СССР ческих пред-в международном масштабе путем изжития посторонних Советскому Союзу иностранных эксплоатато- приятий „Жел-ров наших богатств. До сего времени использование нами значительного ежегодного подхода рыбы“. к берегам Мурманскаго побережья сельдей и нахождения там другой ценной рыбы продолжает иметь самые незначительные размеры, и формы использования крайне примитивны и вообще неудовле­ творительны. Но тем не менее, по мере расширения русской рыбо-промысловой деятельности на побережье Северного Океана, размер хищнической добычи рыбных продуктов иностранными предпринимателями в этом районе заметно стал сокращаться. Вытеснить окончательно иностранцев рыбо-иромышленников из Мурманского края—основная государственная задача всех наших рыбо-заготовляющих организаций Мурманского края в интересах всей страны. Осуществление этой задачи—вопрос ближайшего времени, судя по темпу деятельности и по на­ меченным мероприятиям „Желрыбы‘* за сравнительно небольшой период существования этого делового аппарата Правления Мурманской жел. дор.,— успевшего средствами дороги отремонтировать и пере­ оборудовать два парохода: один для траллового лова, другой—для ловли кошельковыми неводами. „Желрыбой“ приобретены: мотобот для ярусного лова и парусник для товарообменных операций и принимаются конкретные меры к приобретению новых трех—четырех тральщиков. Кроме того, приобретены в разное время значительные партии (стоимость выше 25 тысяч рублей) различных технических оборудований и рыболовных принадлежностей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz