Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.
229 Лозунгом деятельности „Желрыбы “ следует выдвинуть одно из положений брошюры т. Арнольдова „Колонизация Мурмана44, а именно, что „Мурманская дорога должна вести колонизацию с целыо освоения природных богатств края при помощи развития промышленности Местные исключительные особенности края подсказывают, как должны расположиться задачи пионера-дороги в порядке их важности и в интересах паиболее рационального использования рессурсов. Первое и главное препятствие для развитии промышленности — отсутствие рабочих рук. Громадные пространства края, до 280 тыс. кв. верст, имеют крайне редкое малочисленное население, всего 174 тысячи жителей, при чем па Кольском полуострове плотность населения достигает лишь 0,15 на квадр. версту (по данным переписи 1920 года). При сезонном характере ряда работ (лесо заготовка, лов рыбы и др.) использование наезжей рабочей силы—невыгодно. Рабочие должны быть местпыми жителями, что даст им возможпость участия в сезонных работах, как в подсобных промы-слах. Следовательно, использование природных богатств края —его недр, лесов и вод—должно быть поставлено в связь с з е м л е д е л ь ч е с к о й к о л о н и з а ц и е й , при чем роль „Желрыбы “ непосредственно должна заключаться в закупке, подвозке и распределении зерпа и сельско-хозяйственных орудий. В составе „Желрыбы" имеется К о м м е р ч е с к а я Ч а с т ь , на которую,—в целях способ-Роль и значе- „ ние „Жел- ствования увеличению и развитию хозяйственно-торговой деятельности и колонизации, удовлетворения ры6ы« в раз_ и обслуживания потребностей промыслов, лесозаготовок, перестройки дороги и переселенческих нужд.витии ТОрГОВЛИ а также и в целях реализации товаро-продуктовых операции „Желрыбы*,—возлагается: управление, и ее влияние регулирование и инструктирование всех торгово-снабженческих предприятий „Желрыбы*, заготовка, на экономиче- приобретение, продажа и обмен необходимых продуктов, товаров, материалов, промыслово-судового СКУЮи КУЛЬ" , J П TVPHVIO жизнь оборудования, спаряжения и т. д., заключение договоров и соглашении с Отделами дороги и с раз- ^ р е л о - М у р - личными органами для выполнения их поручепий ио закупке, сбыту, распределению, хранению и манского края. транспортированию всякого рода товаров и для различпых у этих оргапов закупок. Все это заставляет „Желрыбу“ в первую же очередь обратиться к изучению края, его рынков сбыта, мест заготовок, промысловых центров и т. д. Ценным в этом отношении, всегда бдительным и зорким помощником для „Желрыбы “ являлся „Вестник Мурмана“ — еженедельный журпал, издаваемый Правлением Мурманской ж. д. и Карэкосо, и большую услугу в этом же отношепии оказали отдельные весьма ценные издания, освещающие всесторонне вопросы экономические, культурные и др., как-то: „Производительные силы Мурмапской жел. дор.“,—сборник, изданный Правлением и являющийся действительно первым источником познания рессурсов края на основании исследований последних лет, „ В т о р ы е Д а р д а н е л л ы * т. Арнольдова, „ П у т и р а з в и т и я М у р м а н а * тов. Чиркина и „ К о л о н и з а ц и я М у р м а н а * тов. Арнольдова. „Желрыба" имеет и целый ряд ненапечатанных статей и очерков по краеведению, из которых работа Н. Д. Курасова— „Мурм. Дор. и Рыбо-звериные промыслы" — была использована наряду с печатными источниками для этого обзора. Очевидно, что главное значение в торговле края приобретут продукты рыболовства, в первую очередь—морского. Речное и озерное рыболовство тоже может иметь большое промышленное значение (см. Ме б и у с а „Озерные и речные рыбные промыслы района Мурм. дор.“). Н. Пушкарев считает, что одни озера, расположенные вдоль линии жел. дор., могут дать для рынка, по крайней мере, 300.000 пудов рыбы; но и тут, как во всем,—мы наталкиваемся на недостаточную населенность края, на отсутствие налаженных промысловых предприятий по обработке: засолке, копчению и консервированию рыбы. В морском промысле: рыбном и зверином—богатства Мурмана обеспечивают громадный улов, а, следовательно, и достаточное количество торгового груза, как для внутреннего потребления в России, так и для экспорта. Общий улов Мурмана: У) Я я У) за 1910 г . — 1.462.486 п у д . . „ 1911 „— 1.165.418 ‘ . „ 1912 „— 1.177.899 „ . „ 1913 „— 964.070 „ . „ 1914 535.967 „ . „ 1915 496.278 „ На первом месте по ценности продукта стопт семга, потом следует сельдь, треска, навага, акула, тюлень и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz