Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

228 С тр у кту р а „Желрыба", как управление рыбо-звериными промыслами Мурманской ж. д., создавалась йе „Ж е л ры бы • теоретически, в кабинете, и возникла пе сразу, а постепенно, в соответствии с теми жизненными усло­ виями, промысловыми и экономическими, в которых пришлось работать сначала очень незаметной комиссии, которая была послана в Архангельск приобретать два парохода траулера, из которой потом, расши­ ряясь все больше и больше, создалась „Желрыба". Эта комиссия была послана в октябре 1922 года. После целого ряда неудач: траулеров в Архангельске не оказалось, заарендованные пароходы не ремонтировались к сроку,— все же два парохода „Желрыбы" выплыли в море—одип 25-го июля, другой 1-го сентября 1923 года. Комиссия по приобретению и ремонту пароходов была подчинена Коммерческому Отделу дороги, но сложность рыбо-звериного промысла, который предстояло наладить в этом далеком крае, специфичность задач, лежащих вне деятельности Коммерческого Отдела,— заставили Правление дороги уже в марте 1923 года приступить к организации особого „Управления Рыбо-зверипых промыслов", сокращенно— „Желрыба", „Положение" о котором и было утверждено 20-го июня 1923 года. „Желрыба“ представляет собой административно-хозяйственное подсобпое предприятие, объ­ единяющее рыбо-ЗЕериные промыслово - производственные предприятия и торгово - снабженческие организации Мурманской жел. дор. Правление дороги, по принципу централизации управления, руководит деятельностью „Желрыбы" через одного из членов Правления, непосредственно возглавляющего это подсобное предприятие, сосредоточивая у себя финансирование „Желрыбы“ , координируя производственные и вообще опера­ тивные программы и осуществляя контрольный надзор. Однако, и „Желрыбе“ в целом, и всем предприятиям, объединяемым ею, предоставляется само­ стоятельность и инициатива во всех хозяйственных пачипаниях при условии выгодности их и согласованности с интересами общего хозяйства дороги. Ближайшим ответственным руководителем Управления „Желрыбы" и подцедомственных „Желрыбе" предприятий является Управляющий (Начальник), назначаемый Правлением дороги. Управляющий имеет двух помощников: 1) по Техническо-Производственной Части (он же заместитель и 2) по Ком­ мерческой Части (Коммерческий директор). Далее, но тому же принципу рациональной децентрализации, на местах, по линии и в приле­ гающих к липни районах. „Желрыбаподразделяется на окружные Районные Отделения, обнимающие собою входящие в их состав местные предприятия „Желрыбы“ , в непосредственном руководительстве коими эти Гайонпые Отделения не лишены хозяйственно - административной самодеятельности, инициативы и деловой подвижности, направленных в порядке координации к стройному ведению дела „Желрыбы1 в общем и целом, как в едином систематическом хозяйственном органе Правления дороги. Во г л а в е к а ж д о г о р а й о н а стоит Уполномоченный (Начальник), являющийся ответ­ ственным руководителем как Управления Района, так и всех подведомственных Району предприятий. В круг деятельности Района входит: 1) экснлоатация устройств и оборудований рыбо-звериных промыслов; 2) прием промысловых продуктов, консервирование их, устройство для этой цели консервных, засолочных и иных заводов и складов; 3) ведение товарообменных и снабженческих операций и организация с этой целью сети факторий и распорядительных пунктов; 4) снабжение предприятий материалами, необходимыми для производства; 5) снабжение рыбо-продуктами улова „Желрыбы“ и общее товароснабжение лесных и других предприятий и работ дороги; 6) реализация излишков, оставшихся за покрытием пужд предприятий дороги, на вольном рынке; 7) реализация остатков продукции улова „Желрыбы", передаваемых из других районов распоря­ жением Управления „Желрыбы“, и 8) целый ряд деловых функций, подробно перечисленных в особом Положении о местных органах „Желрыбы", изданном в развитие и на основании тезисов, принятых Правлением 6-го мая сего года. Значение Как у Ж е упомянуто выше, „Желрыба'с способствует в значительной степени осуществлению к а к ^ о р г а н а ' главне®ших 03 задач Мурманской железной дороги по колонизации края насаждением и развитием способ ствую - промысловой и промышленной деятельности пе только местного характера, но и в соприкосновении и связи щ е го колониза-с таковой деятельностью всей страны и даже в'международном взаимоотношении с другими странами, ции края. Являясь начинанием жизненно-творческим, „Желрыба" не может в предварительном схемати­ ческом плане исчерпать все возможности мероприятий, которые будут проводиться, выдвигаемые самой жизнью в процессе заселения крал и в его культурно-экономических исканиях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz