Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

2 2 1 * Л ь в и н .................................................................... 30 .0 0 0 p. —й. Торгпромотд ..................................................... 1 5 9 .9 6 0 » — „ Стр. и заг. работи . . . . . . . . 5 8 7 .5 0 0 „ — „ С е в з ап в о ен п р ом ............................................... 1 .0 0 0 .0 0 0 „ — „ К у б у ..................... • ........................................ 4 5 .0 0 0 „ — „ П е т р о д р е в т р е с т ...................................................... 6 0 .0 0 0 „ — „ П е т р о ж е л д о р ..................................................... 142 .887 „ — „ Ц е н т р о с о ю з ..................................................... 7 0 .8 0 0 .0 0 0 „ — „ В с е г о . . . 1 8 9 .9 4 5 .1 3 6 р. 37 к. и 5 .9 0 0 р. черв. Мурманская дорога— это жизненная артерия Севера, смело пересекающая безлюдную пустыню Торгово-про- и несущая с собой в отдельные захолустья людских поселений окраины культуру и свет. мышленные гп и „ и „ пионерные 1яжелые годы мировои воины, а вслед за ней интервенция и гражданская воина заставили ПредПриятия рассеянное население Северного края боязливо замкнуться в своих непроходимых исконных пунктах дороги, поселения— и на долю Мурманской дороги выпала трудная задача вызвать и приобщить его помощью железнодорожного транспорта к мировой культуре. Нужно было действовать пе столько словом и убеждением, сколько живым доказательным примером и смелым, энергичным действием. И мы видим дорогу в ответственной роли смелого пионера. В декабре 1922 г. открывается в Мурманске первая ярмарка в пределах полярных стран. Что касается коммерческого эффекта ярмарки, то он по совокупности всех условий на первый Мурманская раз и не мог быть значительным. Но данным Ярмарочного Комитета на ярмарку прибыло 5 .292 пуда ярмарка, и отправлено из Мурманска 21 .4 0 7 пудов груза. Приняв деятельное участие в организации ярмарки, Правлепие Мурманской дороги с самого начала было далеко от иллюзий достижения больших коммерческих результатов, признавая в то же время устройство ярмарки необходимым, как одип из методов развития местпой экономической жизни, как способ дать импульс замерзшему товарообмену. Правление Мурманской дороги установило для ярмарки пониженные на 25 ° /0 грузовые и па 50°/о пассажирские тарифы и исходатайствовало льготные условия приезда иностранцев и беспошлиный обратный вывоз заграничных товаров, не проданных на ярмарке. Командированный на ярмарку Пред- ствитель Коммерческого Отдела организовал в Мурманске Бюро по выдаче различных справок, относя­ щихся к транспорту в связи с ярмаркой и для оказания содействия ярмарочным и транспортным операциям. Ярмарка привлекает к себе местное и пришлое население берегов Ледовитого океана и Коль­ ского полуострова, представителей торгово-промышленных кругов центральной Р. С. Ф. С. Р. и отдельных агептов иностранного капитала. Роль и значение упомянутой ярмарки следует оценивать не с точки зрения количества заключенных на ней сделок и общего товаро-оборота, а как первую попытку установить реальные связи и торгово-промышленные взаимоотношения, с одной стороны, между разрозненным по дикой пустыне Севера туземным населением и представителями новой культуры,— с другой стороны. И в этом отношении ярмарка сыграла весьма важную роль — она пробила брешь в той толще недоверия, замкнутости и изоляции, которые являются такими характер­ ными психологическими чертами аборигена Севера; дала возможность установить деловые связи с представителями туземных промыслов и снабдить местное население предметами первой необходимости и специальными оборудованиями для промысловых занятий. Коммерческий Отдел Правления дороги, на котором лежала ответственная задача по организации ярмарки, открывает самостоятельную лавку, в которой происходят товарообменные операции, и оборудует, в виду жилищного кризиса‘в г. Мур­ манске, гостиницу и ресторан. Лавка была открыта Коммерческим Отделом в ноябре 1922 г., с одной стороны, в целях Лавка в Мур- манске производства опыта по снабжению местного населения предметами продовольствия и широкого потребления, — опыта, необходимого для проектированных промысловых факторий в общем плане колонизационных мероприятий дороги, а с другой стороны— в виде подготовительной меры к ярмарке и в целях производства в период действия последней товаро-обменяых операций. Лавка просуще­ ствовала с ноября по март, причем за это время оборот ее выразился е сумме 350 .9 6 7 руо. (ден­ знаками 1923 г.). Товаров было для лавки отправлено на сумму 165 .565 р.; чпстая прибыль от продажи товаров па 1-ое марта 1923 года достигла 54 .976 руб. при остатке товаров на сумму 1 0 0 .2 5 5 руб. Лавка, следует признать, выполнила свою задачу вполне удовлетворительно и, как опытное предприятие, оказалось весьма показательным. В целях обслуживания проезжающих по Мурманской железной дороге пассажиров, а равно принимая Вагон-ресто- во внимание интересы местного населения, разбросанного и разобщенного по отдельным станциям Ран- дороги, Коммерческим Отделом был организован регулярно-курсирующий по дороге Вагон-Ресторан.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz