Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

2 1 5 Необходимо отметить, что введепие тарифов в порядке „Положения о местных тарифах" сильно тормазилось до последнего времени невозможностью устанавливать их до Ленинграда, этого главного пункта назначения и отправления грузов Мурманской ж. д. Вместе с тем надо иметь в виду, что местные тарифы Мурманской ж. д. до н от ст. Ленинградского узла имеют часто общее значение для всех дорог узла, и поэтому большое число тарифов местного значения приходилось проводить по соглашению с ними, в общем порядке (т. е. через тарифные учреждения). Таковыми являются, например, тарифы па дрова, а также и целый ряд других тарифов, разработанных Правлением и имеющих целью усиление местных перевозок, а также борьбу с отвлечением грузов на гужевой транспорт. В интересах мелкой торговли и промышленности края и для развития перевозок в местпом сообщении, Правлением был введен особый порядок перевозки так называемых „срочных посылок", для которых предоставлен ряд льгот, как в смысле особой срочности доставки (с пассажирскими, почтовыми и скорыми поездами), так и в смысле возможного упрощения формальностей при сдаче и получении груза (по квитанциям вместо накладных, облегченны^ требования упаковки п проч.). В течение отчетного периода приступлено к экономическому обследованию отдельных примыкающих к магистрали подъездных железнодорожных путей, в целях решения вопроса о том, какие из иих являютск невыгодпыми для эксплоатации и подлежат закрытию или сдаче в аренду, и какие, наоборот, в виду их экономического значения, заслуживают принятия специальных мер для дальнейшего развития их деятельности. Мурманская ж. д., благодаря своему географическому положению и в силу исключительных Вспомога- мировых и общегосударственных условий переживаемого СССР исторического момента столкнулась н а тельные пРеД пути своего прогрессирующего развития с целым рядом вопросов, выходящих далеко за пределы строго дороги” ограниченной сферы специально железнодорожного транспорта. Находясь в тяжелых финансовых условиях, как дорога малодоходная и к тому жо недостроенная, пересекая па громадном протяжении слабо населенный, суровый и дикий край, Мурманская ж. д. вынуждена была начинать свой путь возрождения при исключительно тяжелых условиях. Отсутствие прочно установившихся традиций, готовых трафаретов и прецедентов прошлого при решепии почти каждого более или менее сложного вопроса требует от руководящего органа дороги проявления творческой инициативы при гармониче­ ском сочетании общегосударственных интересов с местными нуждами края и непреклонных требований действительности с общими директивами Центра. Для Мурманской ж. д. круг очередных заданий железнодорожного хозяйства осложняется вопросами о необходимости вызвать к жизни дремлющие силы непочатого Севера, колонизовать безлюдный край, привлекая туда поселенцев из других мест страны и, развив производительные силы районов, по которым пролегает дорога, повысить ее доход­ ность и превратить в дорогу первостепенного значения для нового возрождаемого нами Союза ССР. Постановлением Совета Труда и Обороны Республики от 25 мая 1923 г. Мурманская ж. д. получает в свое распоряжение трп миллиона десятин в полосе отчуждения от Петрозаводска до Мурманска и дальнейшее развитие колонизации края и развитие его экономической жизни получает надежный и реальный базис. Природные условия Мурмана с его ископаемыми и лесными богатствами, рыбными и звериными промыслами указали Правлению путь, по которому следовало итти в деле осуществления намеченного плана. Задавшись целью повысить грузооборот дороги, увеличить ее доходность и извлечь наибольшие материальные выгоды при создавшейся общеполитической и коммерческо-хозяйственной конъюнктуре. Мурманская ж. д. в лице Коммерческого Отдела Правления проявляет усиленную деятельность по организации вспомогательных предприятий, и главное свое внимание обращает на Городские Станции, Коммерческие Агентства и различные промыслы, тесно связанные с природой края. В январе 1923 г. дорога входит членом в состав Центральной Городской Станции дорог Петроградского узла; в марте открывается в Петрограде Городская станция Мурманской ж. д. по грузовым операциям и Коммер­ ческо-Комиссионное при ней Агентство; в апреле открыло свои действия Коммерческо-Комиссионное Агентство в Москве, и разработан осуществленный в последующем отчетном периоде проект открытия однородных учреждений в Мурманске и Петрозаводске. Особо важное значение приобретает для дороги работа Городских Станций и Коммерческих Агентств. Несмотря на кратковременный период суще­ ствования указанных предприятий, мы имеем перед собой весьма ощутительные реальные результаты их работы. Городская Станция Мурманской ж. д. в Ленинграде интенсивно развивает коммерческо- комиссионные и складочные операции, привлекая на дорогу новые потоки грузов и расширяя круг своих клиентов путем установления деловых связей с торгово-промышленным миром. Для развития операционной деятельности названного предприятия имели важное значение два обстоятельства: во- первых, достигнутое соглашение с Доброфлотом о совместной деятельности и оказании взаимных услуг путем организации при Городской Станции Городского Агентства Доброфлота. Богатейшая клиентура последнего с представительством во всех наиболее важных центрах в СССР и за границей, налаженный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz