Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

210 Б течение отчетного периода происходит концентрация однородных функций, До того времени распределенных между Правлением и Управлением дороги, путем объединения их в Коммерческом Отделе Правления, в который вливается Коммерческий Отдел Службы Эксплоатациии. В процессе дальнейшего развития названного Отдела возникает настоятельная потребность в создании особого органа, в ведении которого могли бы быть сосредоточены торговые функции,— и при Отделе возникает самостоятельная Торговая Часть. В дальнейшем, с развитием и перенесением центра тяжести торговых оборотов дороги, Торговая Часть из Коммерческого Отдела была передана в Материальную Службу. Точно также в рассматриваемый период мы наблюдаем образование внутри Коммерческого Отдела Договорно-Арендной Части, которая первоначально была объединена с Претензионной, впоследствии выделенной в самостоятельную Претензионно-Актовую Часть. Таким образом к 1 октября 1928 г. Коммерческий Отдел Правлепия состоял из Частей— Общей, Тарифно-Экономической и Условий перевозок, Договорно-Арендной и Вспомогательных Пред­ приятий и Актово-Претензиопной. Тарифно-эко- Повышение доходности дороги, развитие коммерческой и хозяйственной ее деятельности, увели- номическая по-чение общего грузооборота путем всестороннего развития перевозок и привлечения на дорогу новых литика и 321“ боты об ве потоков грузов— таковы сложпые задачи, которые с первых же шагов, после происшедшей рекон- лимении грузо-стРУКГ1'ИИ Центрального органа, возникли перед Правлением дороги. Грузооборот дороги, как главный оборота до- и основной источйик улучшения материального положения и увеличения ее финансовых рессурсов, роги. приковывает к с^бе исключительное внимание. Для развития перевозок потребовались тарифные изме­ нения— и Правление, в лице Тарифно-Экономической Части Коммерческого Отдела, возбуждает соот­ ветствующее ходатайство о разрешении Мурманской дороге устанавливать местные тарифы на всем ее протяжении, а не только в пределах нятисотверстного пояса. Это ходатайство было разрешено Тарифным Комитетом в благоприятном для дороги смысле и использовано в целом ряде случаев, оказав таким образом существенное влияние на привлечение грузов. Далее, идя навстречу интересам клиептов, Правление открывает им текущие счета и допускает оплату тарифа при помощи чековых операций, что значительно способствует оживлению перевозок. Но, не ограничиваясь рамками сравни­ тельно небольшого радиуса влияния Мурманской жел. дор., Правление намечает более отдаленные перспективы и ставит целью разрешить вопрос об увеличении грузооборота дороги в масштабе всероссийского использования этой магистрали для привлечения экспортных и импортных грузов. Мурманск, как единственный свободный и незамерзающий порт России в ее международных сношениях с Западом, сосредоточивает на себе особое внимание. Коммерческий Отдел производит крупные работы по всестороннему исследованию данного вопроса, а Правление возбуждает в подлежащих инстанциях ходатайство о направлении части нашего загра­ ничного товарообмена на Мурманск. В целом ряде совещаний, состоявшихся во Внешторге, в НКПС и Госплане, признано желательным направить на Мурманск определенную часть заграничных грузов. Вместе с тем, в целях облегчения транзита от и до Порта-Мурманска внутрь страны Правлением было исходатайствовано понижение тарифов на 3 0— 35°/о для целого ряда импортных и экспортных грузов, следующих через Мурманск, а также было получено разрешение НКПС на предоставление дороге дополнительного для этих грузов пробега с повышением действующего числа товарных поездов, с соответствующим увеличением количества и улучшением качества подвижного состава, а также с дополнительным снабжением топливом и разного рода материалами. В целях дальнейшего привле­ чения импортных и экспортных грузов через Мурманск, Правлением возбуждается вопрос об уста­ новлении для них таможенной пошлины, значительно пониженной по сравнению со ставками общего таможенного тарифа; причем данное ходатайство, рассмотренное в Таможенном Комитете, получает благоприятное разрешение в виде нижеприведенного постановления Совета Народных Комиссаров. Значительно пониженные со многих грузов пошлины, наряду с предоставленными клиентам дороги железнодорожными льготами, создают таким образом для учреждений и частных лиц, заинтересован­ ных в экспортных и импортных перевозках грузов, очевидное преимущество Мурманского направления перед другими. К числу мероприятий, направленных к оживлению деятельности Мурманской ж. д. и увеличению ее грузооборота следует отнести установление прямого заморского через Мурманск сообщения со срочными пароходными рейсами от Мурманска до Лондона и обратно с заходом в порты Норвегии. По этому вопросу Правлением велись соответствующие переговоры с Госиароходством о выработке соглашения и тарифа названного' сообщения, но, в виду возникших разногласий, вопрос этот не получил окончательного решения. Своеобразные климатические, экономические и бытовые условия Мурмана, слабое развитие про­ изводительных сил этого отдаленного края, при наличности неисчерпаемых природных его богатств, побудили Правление поставить на очередь вопрос об учреждении на Севере порто-франко. Подробно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz