Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

1 3 6 Последний вид откупной системы, а именно оплаты, исходя из числа действующих паровозов, с поправкой на пробег или простой паровоза в депо является наиболее рациональным, так как таковой вид откупной системы наиболее ясен рабочему, дает ему возможность легко конролировать оплату, заинтересовывает рабочего в улучшении тягового хозяйства (уменьшение числа действующих паровозов) и ведет к уменьшению расхода па рабочую силу. Однако первые два вида откупной системы надо признать более простыми. Но во всяком случае применение стандартных и всяких детальных расценок „штука -час“ на текущем ремонте паровозов для слесарей является совершенно неприемлемым. Здесь затруднение в применении расценок „штука-час“ , общие для всяких ремонтных работ (в противоположность изго­ товлению новых изделий), проявляется в наибольшей степени, вследствие крайне изменяющегося объема каждой отдельной работы, большего числа работников, трудности контроля и слабости депов­ ского аппарата отметки работ. Редко, когда имеется в депо более трех отметчиков, обыкновенно одпн на средний ремонт паровозов и в механических мастерских, другой—на текущем ремонте паровозов и третий — па ремонте вагонов. Кстати сказать, отметчикам, этим китам, на которых зиждется весь учет рабочей силы, уделяют слишком мало внимания и места и центральные учре­ ждения в своих положениях. 2) Оплата слесарных работ по среднему ремонту паровозов по системе „штука-час“ , конечно мепее затруднительна, так как обычно в депо число слесарей па среднем ремонте в 2 раза меньше числа слесарей текущего ремонта, работы более крупные и более доступны контролю, но все же и здесь при детальных штучных расценках трудно сохранить главное условие сдельщины— объявление рабочим платы за каждую работу до приступа к работе. Обычно в деповских условиях работы, даже в хороших депо, с сохранившимся навыком в работе и традициями, оплата по детальным штучным расценкам сводится к определению цеп и всего объема работ по окончании работы, и основной принцип сделыцины убивается со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, введение детальных расценок „штука-час“ для слесарей и на среднем ремонте паровозов является роскошью, доступной далеко не всякому депо. Вследствие сего, для большего числа участковых мастерских наиболее доступной и рациональной системой оплаты слесарей на среднем ремонте паровозов является оплата по аккордным расценкам, с некоторой детализацией этих аккордных цен. 3) Что же касается токарей (станочников), котельщиков, кузнецов и медников, то тут даже и в деповских условиях работы сильно проявляется тенденция к установлению расценок „штук-час“ , причем не только на среднем, но и на текущем ремонте паровозов. Причины к этому следующие: с одной стороны число этих специалистов значительно менее числа слесарей, все опи (кроме котельщиков) работают на одном месте, около станка или горна, контроль за работой более доступен и по характеру и по своим традициям (в особенности токаря) вообще склонны к чистой сдельщине. С другой стороны, применение откупной системы или аккордных расценок здесь более затрудни­ тельно, так как часто, в особенности в небольших депо, трудно выделить рабочих этих специальностей отдельно для среднего ремонта и отдельно для текущего ремонта паровозов. Рабочим названных специальностей часто в течение одного дня, приходится много раз переходить от работ по среднему ремонту к работе но текущему ремонту паровозов и по ремонту вагонов. Тут яснее всего подтвер­ ждается, что система оплаты зависит пе от рода ремонта, а от специальности рабочих. Не было бы неправильно стремиться создавать по перечисленным специальностям подробнейшие штучные расценки, охватывающие все мельчайшие случаи работ, так как все равно при работах ремонтного характера (пе прп изготовлении новых частей) объем работы по каждой операции, на каждой детали может измениться в широких пределах. Кроме того, имеет громадное значение для установления цен тот материал из которого делается та или другая деталь, что в особенности изменяет стоимость работы в настоящее время при недостатке подходящего материала. Не надо закрывать глаза на то, что мастера, вследствие изложенных причин, для правильной оценки каждой работы пе смогут, очень часто, найтп в расценках указания цен, как бы детально расценки ни были разработаны и потому неизбежна оценка работы не строго по расценкам, а приме­ нительно существующих расценок или точнее установленного среднего процента приработка. Таким образом надо стремиться не к выработке как можно более детальных расценок „штука-час“ по всем родам (специальностям) работ, а вводить оплату „штука-час*4 в деповских условиях работы только там, где это действительно необходимо, где обойтись без псе нельзя, и, не увлекаясь детализацией расценок, учитывая, что правильное применение штучной оплаты в участковых мастерских возможно только для ограниченного числа рабочих, вследствие пебодьшого штага технического

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz