Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

кроме описапных выше прибавок для первых 5-тн разрядов, с июня месяца 1923 года устанавливается еще по локальному тарифному соглашению общая 5°/о прибавка к ставкам HK1IC, которая распространяется по всей дороге на все тарифные разряды в том числе и па первые 5 разрядов. Таким образом, общий расход на локальные прибавки с июня месяца составляет уже около 8°/0 от общего фонда зарплаты. Все указанные локальные прибавки сохраняются без изменеппй до конца отчетпого периода. График JV» 22 иллюстрирует колебание размеров ставок 1 и 7 разрядов столичного пояса в червонных и товарных рублях, причем раздвоепные липни означают: пижпяя— ставку НКПС, а верхняя— ставку, фактически выплачиваемую на Мурманской жел. дор. с локальными прибавками. Тот же график показывает, как отразился на размере ставок переход на 24 -х - разрядную сетку: в япваре видно резкое увеличение ставки 7-го разряда при умепынении ставки 1 разряда, что объ­ ясняется изменением категорпых отношений 1 : 8 вместо 1 : 5 . В течение всего отчетпого периода Ленинград был отнесен к 140°/° поясу и лишь в сентябре Пояса доро- 1923 года переводится на 150°/о пояс. говизны. Южные участки дороги (главная магистраль до ст. Лижмы искл.) в начале отчетного периода били отнесены к 100°/о поясу, но с марта месяца вся главная магистраль, за исключением некоторых небольших южных боковых линий, причисляется к столичному, т.-е. сначала к 1400/о, а затем, с сентября месяца к 150°/о поясу, что является безусловно только справедливым, так как жизнь па южпых участках дороги не только не дешевле, чем в Ленинграде, а, наоборот, большей частью дороже, пе учитывая лишения других преимуществ столичной жизни (поправки на битовые условия). Северные участки дороги— предполярный—участок Лижма включит.— Лоухи включит.— и по­ лярный— участок Лоухи исклгоч.— Мурманск включит.—в течение всего отчетного периода остаются отнесенными к 175°/о и 200°/о поясам. Изучая изменение стоимости товарпых индексов за 1923 год по главпым пунктам Мурманской жел. дор.— Званка и Петрозаводск для южпых участков дороги, Кемь- для предполярного и Мурманск— для полярного участков дороги и сопоставляя таковые со стоимостью товарного индекса в Ленин­ граде, можно получить наглядную картину потребпых поясов дороговизны на Мурманской железной дороге. Сравнивая стоимость Ленинградского товарного индекса со стоимостью других индексов других поясов дороговизны СССР, следует признать, что Ленинград по степени дороговизны жизни должен быть отнесен к 1 5 0 °/0 поясу, что было проведено в жизнь лишь с сентября месяца 1923 года, поэтому, считая правильным отнесение Ленинграда к 150 ° /0 поясу, весь расчет потребных поясов доро- говизпы на линии Мурманской железной дороги в помещенной ниже таблице № 24 (см. график «V: 23) произведен в отношении 1 50 ° /0 пояса (см. таблицу № 24). Из графика № 23 явствует, что причисление южных участков к столичному поясу было безу­ словно необходимо и в общем является правильным, так как, хотя и имеются некоторые колебания индекса в Званке и Петрозаводске, в общем жизнь там в смысле стоимости приближается к столичной. Что же касается предполярного и полярного поясов, то график № 23 наглядно показывает, что установленные в то время 175°/о и 200 ° /о пояса не только не давали - прибавки на климатические и бытовые условия, компенсирующей условия жизни па севере, по даже пе покрывали расходов на дороговизну, что видно также из приведенной выше таблицы № 22 тарифных ставок столичного, предполярного и полярного поясов, в каковой таблице параллельно со ставками в червонных рублях, которые для северных поясов значительно выше, чем для столичного пояса, приведены также и ставки в товарпых рублях по местным индексам, каковые на северных участках оказываются не только не выше, но почти все время ниже ставок столичного пояса. Вопрос о необходимости повышения поясов для северной части дороги и об увеличении в связи с этим отпускаемой Центром прибавки па полярность, поднимался неоднократно, но не мог быть проведен в жизнь в отчетном году за недостатком средств. Ту же картину размера оплаты па Мурманской жел. дороге мы наблюдаем, производя сравнение Сравнение средней ставки Мурманской жел. дороги, каковой является ставка 7-го разряда, со средними тариф - ^ елнеи^ставки ными ставками союза металлистов и средней по 9 союзам обрабатывающей промышленности и средней УСР0 средне~ ' по 2 1 союзу, у каковых союзов при 17-разрядной сетке средней ставкой является ставка 6 разрядаСтавкой метал­ лом. график № 2 4 ) . листов и сред- В начале 1 9 2 3 года ставка 7 разряда столичного пояса Мурманской жел. дороги достигает от ней по 9-ти и 5G°/0 До СО°/о от ставки союза металлистов, а затем падает и дсходит лишь до 4 2 ° / о их ставки. 21 союзам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz