Работа Мурманской железной дороги за 1922-23 год : обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1 : Текст / Правление Мурм. ж. д. – Ленинград : издание правления Мурманской жел. дор., 1924. - 336 с., [2] л. схем : табл., схемы.

122 фонд па полярность отпускался по 1 7 5°/о поясу в то время, как фактический средний полярный пояс был 1 8 5 % и лишь с июля месяца получается некоторая экономия на полярности, которая отчасти компенсировала педодачу центра по средне-разрядпому коэффициенту. Поднятие же поясов дороговизны на северных участках дороги, удалось осуществить лишь в 1 9 2 3— 24 операционном году (подробно см. пиже). По вопросу о внутреннем распределении ассигнованного фонда зарплаты между отдель­ ными группами и категориями работников общая политика зарплаты в отчетный период шла в направлении: а) разработки новых форм дополнительных видов оплаты (премий и т. п.), главпым образом для тех категорий работников, которые никакого дополнительного приработка не имели, о чем подробно изложепо ниже в статьях системы оплаты, премирование и смешанная система оплаты; б) введения разного рода скрытых видов оплаты с преимуществами для работников низших разрядов (как например сбавка в цепе хлеба и пр.), о чем подробно изложепо ниже в статьях о снабжении и условиях труда и быта. V. Тарифная Оплата труда всех служащих железнодорожного транспорта до l / x i - 1 9 2 1 г. производилась по сет ка и ее 35-разрядной тарифной сетке с категорным отношением 1 : 4, причем последний период своего изменения, существования эта сетка не соответствовала требованиям жизни, так как при общей нпзкой оплате того времени, при наличии 35 разрядов и отношении 1 : 4, разпица в оплате между отдельными разрядами была столь ничтожна, что принадлежность к тому или иному разряду ни для кого не являлась ни существенной, ни интересной. С 1 /x i— 1921 года введена новая 17-ти-разрядпая тарифная сетка с 7 подразрядами с кате­ горным отношением 1 : 5. Одновременно производится общее увеличение зарплаты, каковая с этого времепп ежемесячно подвергается пересмотру в Центре и почти ежемесячно изменяется в сторону увеличения ее в д/знаках того времепи более или менее ориентируясь по стоимости набора продуктов на 10 до­ военных рублей (товарный рубль). Это последпее обстоятельство, т. е. общее увеличение зарплаты при паличии меньшего дро­ бления на разряды и увеличения отношепия между первым и 17 разрядок (1 : 5), совершенно изме­ нила наблюдавшееся до этого равнодушное отношение трудящихся к вопросу отнесения их к тому или другому тарифному разряду. Фактически 17 разрядная сетка с 7 подразрядами имела 24 отдельных разряда и только носила название 17 разрядной. С 1 января 1923 года НКПС переходит на 24 -х разрядную сетку, не меняя действующего с 1/xi— 1921 года тарифа, причем переход на новую сетку производится механически, без общего пересмотра должностей и разрядов. Так как изменившиеся к этому времени условия жизни снова выдвинули вопрос о необходимости увеличения разницы между оплатой по отдельпым разрядам, НКПС вводит с 1 января 1923 года эту новую 24-х-разрядную тарифную сетку с категорным отношением 1 : 8. С 1/уп— 1923 г. вводится в действие новый тариф (24-х-разрядпая тарифная сетка с отно­ шением 1 : 8 остается без изменения), что вызывает необходимость коренного пересмотра всех должностей и тарифных разрядов, согласно нового тарифа, каковая работа произведена ДБН с после­ дующим утверждением РЕК . См. график № 19 изменения категорных отношений 2 4 - х - разрядной сетки при переходе с отношения 1 : 5 к отношению 1 : 8. VI. Движе- Движение размеров тарифных ставок в 1 9 2 2— 23 г. указано в таблице № 22 , в которой ние приведены тарифные ставки 1-го и 7-го (среднего) разрядов трех поясов дороговизны: столичного, размеров предполярного и полярного, причем ставки указаны параллельпо в червонных и товарных тарифных рублях (перевод в червонные и товарные рубли сделап по курсу па 1 число следующего ставок. месяца) (см. таблицу № 22). Как видно из этой таблицы, в начале отчетного периода размер ставок был очепь низок, но с 1 января 1923 года, в связи с переходом на 24 - х -р а зр ядн ую сетку с отношением 1 : 8, хотя ставка 1-го разряда и мало изменяется, но вследствие увеличения разрядных соотношений, вообще ставки начинают рости и достигают максимальной своей величины для столичного пояса за отчетный период в марте месяце 1923 года (ставка 7-го разряда столичного пояса доходит 10 ,09 тов. рублей), после чего размер ставок в товарных рублях начинает постепенно падать, каковое падепие наблю­ дается до конца года, несмотря на увеличение размера ставок в червонных рублях (см. график № 22 ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz