Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
Величина отдельных „колоний" колеблется от одного до 57 (Териберка) дворов. Главное богатство Кольского полуострова--его рыбные промыслы, В специальном очерке рыбных богатств дана подробная характеристика экономических и технических условий рыбной промышленности на Мурмане. Цифры и факты, приведенные в этом очерке, вполне дока* зывают, какие действительно огромные богатства можно было бы извлечь из вод океана пры рациональной постановке дела, богатства, которые в настоящее время используются иностранцами в гораздо большей степени, чем русскими. План проведения необходимых мероприятий для поднятия рыб' пых промыслов в общих чертах выработан уже давно. Огромную роль в этом отношения сыграл „Комитет для помощи поморам русского Севера", содействовавший в частности организации для исследования промыслов Мурмаиа Научно Промысловой Экспедиции, работавшей сначала под руководством проф Н. М. Кнаповича, а потом Л. Л. Брейтфуса. Ко времени начала войны кое-что уже было доствгпуто: были установлены срочные рейсы пароходов, организован промысловый телеграф, извещавший промысленяиков о подходе рыбы, начала орга низовываться ло&м и продажа промышленникам наживки, заведены склады соли п пр. Однако до нормального развития промыслов—хотя бы до такого уровня, на каком стоит это дело у берегов Норвегии,— было еще очень далеко. Главное отлнчне русских промыслов от норвежских заключается в оторванности их от обжитых местностей. На Норвежском берегу, благодаря хорошим путям сообщения и близости района с постоянным сравнительно густым населением, все мероприятия норвежского пра вительства, целесообразные и систематические, могли осуществляться, конечно, гораздо легче, успешнее и скорее, чем на Кольском полу острове. Проведение Мурманской железной дороги коренным образом меняет дело. Поморам уже нет надобности проделывать теперь трудный иуть частью пешком, частью на олених до Колы через весь полуостров, чтобы поспеть к весеннему, наиболее добычливому лову. Трудность этого пути отчасти повлияла на то, что весенний лов почти прекра тился с развитием в Поморье лесной промышленности и возможности получения заработка с мельшнм надрывом физических сил. Однако, постройка железной дороги лишь открыла путь к про ведению необходимых мероприятий на Кольском Полуострове. Чтобы поднять рыбные промыслы до такого состояния, при котором не только не нужно было бы ввозить рыбу из-заграницы, но наоборот, вывозить ее, удовлетворив всю внутреннюю потребность, нужно прежде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz