Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Величина отдельных „колоний" колеблется от одного до 57 (Териберка) дворов. Главное богатство Кольского полуострова--его рыбные промыслы, В специальном очерке рыбных богатств дана подробная характеристика экономических и технических условий рыбной промышленности на Мурмане. Цифры и факты, приведенные в этом очерке, вполне дока* зывают, какие действительно огромные богатства можно было бы извлечь из вод океана пры рациональной постановке дела, богатства, которые в настоящее время используются иностранцами в гораздо большей степени, чем русскими. План проведения необходимых мероприятий для поднятия рыб' пых промыслов в общих чертах выработан уже давно. Огромную роль в этом отношения сыграл „Комитет для помощи поморам русского Севера", содействовавший в частности организации для исследования промыслов Мурмаиа Научно Промысловой Экспедиции, работавшей сначала под руководством проф Н. М. Кнаповича, а потом Л. Л. Брейтфуса. Ко времени начала войны кое-что уже было доствгпуто: были установлены срочные рейсы пароходов, организован промысловый телеграф, извещавший промысленяиков о подходе рыбы, начала орга­ низовываться ло&м и продажа промышленникам наживки, заведены склады соли п пр. Однако до нормального развития промыслов—хотя бы до такого уровня, на каком стоит это дело у берегов Норвегии,— было еще очень далеко. Главное отлнчне русских промыслов от норвежских заключается в оторванности их от обжитых местностей. На Норвежском берегу, благодаря хорошим путям сообщения и близости района с постоянным сравнительно густым населением, все мероприятия норвежского пра­ вительства, целесообразные и систематические, могли осуществляться, конечно, гораздо легче, успешнее и скорее, чем на Кольском полу­ острове. Проведение Мурманской железной дороги коренным образом меняет дело. Поморам уже нет надобности проделывать теперь трудный иуть частью пешком, частью на олених до Колы через весь полуостров, чтобы поспеть к весеннему, наиболее добычливому лову. Трудность этого пути отчасти повлияла на то, что весенний лов почти прекра­ тился с развитием в Поморье лесной промышленности и возможности получения заработка с мельшнм надрывом физических сил. Однако, постройка железной дороги лишь открыла путь к про­ ведению необходимых мероприятий на Кольском Полуострове. Чтобы поднять рыбные промыслы до такого состояния, при котором не только не нужно было бы ввозить рыбу из-заграницы, но наоборот, вывозить ее, удовлетворив всю внутреннюю потребность, нужно прежде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz