Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Новгородцы ещз в XII веке ходили промышлять к берегам Оке­ ана. Из поетоягшых русских поселений Кола упоминается впервые в летописи под 1264 годом. Очень рано появились русские постоянные поселения и на Терском и Кандалакшском берегах; в XV веке суще­ ствовали уже Кандалакша, Поной, Порья губа. В половине XVI века был построен на западном Мурмане Пе- ченгскин монастырь, долгое время имевший большое влияние на ок­ рестные лопарские племена. Монастырь этот был разорен в 1569 году во время одного из набегов скандинавских разбойничьих шаек, причем было перебито значительное число лопарей, жныпих вокруг монастыря, но затем вновь возстановлен па другом месте—около Колы. В 90-х го­ дах прошлого столетия монастырь был восстановлен в районе его ста­ рого расположения. До самого последнего времени монастырь служил как образцовое показательное хозяйство, наглядно доказывая возмож­ ность образования на крайнем Севере хороших сенокосных угодий, ведения правильного молочного хозяйства и огородничества. Лопари живут внутри страны, перекочевывая па лето к озерам и морю для ловли рыбы и уходя на зиму в свои погосты. Занятие лопа рей—оленеводство на ряду с рыболовством и охотой. Лопари—народ финского племени, живущий кроме России—в Финляндии, Швеции и Норвегии.'Общее число их—около 30 000 чело­ век. Русские лопари жили некогда значительно южнее, доходя до Ла­ дожского озера. Новгородцам часто приходилось иметь дело с „дикой лопью“. Во всех исторических источниках лопари упоминаются, как народ, находящийся в чьем нибудь подчинении и платящий дань— иногда нескольким завоевателям сразу. Постепенно лопари, теснимые карелами, финнами, а позднее под влиянием завладэвания краем нов­ городцами, отошли к крайнему Северу. Число лопарей почти не воз­ растает; однако это не вымирающее племя, а только медленно размно­ жающееся под влиянием тяжелых природных условий и неблагоприят­ ных историко-экономических факторов. Кроме того лопари непрерывно смешиваются с племенами, среди которых живут, и этнографические признаки настолько стираются, что, например, в Русской Лапландии часть их несомненно значится по оффициальным источникам в числе русских илй финнов. Русские лопари в половине XVI столетия были крещены Феодо- ритом Соловецким и основателем Печенгского монастыря Трифоном. Феодорит составил даже для лопарей несколько книг на их языке, не дошедших до нашего времени. Жизнь лопарей северо-западной Лап­ ландии долгое время была тесно связана с Печенгским монастырем что отразилось даже в их эпосе. Хрлстнапство связало лопарей с рус­ ским племенем, но оставалось до самого последнего времени внешним формальным, перемешанным с язычеством. В 90 хгодах прошлого стол# — Й5 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz