Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

- 61 - Привоз на судах заграничного плавания состоял главным образом из каменного угля (90о|о но весу), затем, ввозились машины, инстру­ менты. огнеупорная глина, чугун, кирпич, соль, кожа. Вывоз—почти исключительно лесные материалы и лишь в очень небольшом количе­ стве мука (только 850 пудов в 1913 году). В каботажном плавании провозились преимущественно продоволь­ ственные продукты, мануфактура, хозяйственные предметы, толь, але­ бастр, кирпич и т, д. Приходили также и лесные материалы, сосредо­ тачиваемые для вывоза заграницу. В вывозе на каботажных судах главную роль играют лесные ма­ териалы. затем рыба. С проведением Мурманской дороги приобретает существенное значение Кавдалакшский порт. Севервая часть его на протяжении 6 верст доступна для подхода океанских пароходов, но путь к порту, вследствие извилистости фарватера между островами и подводными камнями, труден. 1 Кандалашский залив Белаго моря замерзает у северных и северо- западных берегов около 10 ноября, по Терскому побережью несколько позднее, в конце ноября. Восстанавливается навигация лишь с середи­ ны и даже с конца мая. Ира помощи ледоколов период судоходства межет быть удлинен. Из приведенного выше краткого очерка естественных рессуреог Олонецко-Поморского края нельзя не вывести заключения, что край несомненно очень богат. Однако богатства эти или совсем еще не эк- сплоатируются или же использование их ведется в таких хищнических и нерациональных формах, что при небольших, сравнительно с возмож­ ными, результатах, основные г ласы портятся и губятся в расточитель­ ных, угрожающих размерах. Незначительное население края не может снабдить рабочей си­ лой полностью даже существующие в настоящее время отрасли про­ мышленности, сельское хозяйство при широком земельном просторе не обеспечивает населения продовольствием, и страна в общем остается бедной и дикой. Несмотря на богатства края, население часто голодает, особенно г. глухих углах, куда подвоз извне был труден и в довоенное время. Хлеб с примесыо сосновой коры, соломы н др.- суррогатов муки, с которыми пришлось близко познакомиться жителям больших горо­ дов в последние годы, совсем не редкость для аборигенов описываемой области. Еще в Калевало говорится, как пастух— . . . „хлеб с мякиной раз[ езает. хлеб с'едает из соломы, хлеб жует с корой сосновойJ . . .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz