Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

— 5У ~~ обслуживали далеко не все селения. В Повенецком уе^де, например, 60°/о всех селений совершенно не имеют никаких дорог п для сноше­ ний с внешним миром население иногда на протяжении 20—30 верст пользуется конными или даже пешеходными тропами, через лесную глушь и болота. Весной и осенью сообщение прекращается совершен­ но. Наиболее благополучный уезд в дорожном отношении—Олонецкий' но и здесь 40°/о селений не имеют дорог. Водные пути края также мало проезжи; паровое судоходство существует только по Онежскому озеру, Свири и самому нижнему течению нескольких других значитель­ ных рек. Большинство же рек пригодно лишь для сплава леса россыпью и проезда на лодках, часто с опасностью для жизни, вследствие быстро го течения и обилия порогов. Административный центр Карельской Трудовой Коммуны—-Петроза­ водск, стоящий на берегу Петрозаводской губы Онежского озера, при впадении речек Лососинки и Неглинки. Dp i устье Лососинки в 1702 году был основан Петровский завод, просуществовавший до 1727 года. В 1774 г. снова возник здесь казенный металлургический з.)Вод —Алек­ сандровский, немного выше по течению Лососинки от того места, где был Петровский завод. Вокруг Александровского завода скоро выросла слобода Петровская, которая и была в 1777 1\преобразована в город; с 1782 г. Петрозаводск стал губернским городом Олонецкой губернии. Население Петрозаводска в 1913 году было 18.879 чел. обоего по­ ла. По переписи 1920 г. население Петрозаводска определено в 19.274 чел. Олонец— одно из древнейших поселений Карелии—стоит на р. Олонке в 16 верстах от Ладожского озера. В 1649 г. здесь была вы­ строена крепость для защиты границ от шведов. С 1773 г. по 1782 Олонец был административным центром Олонецкой провинции. Насе­ ление Олонца в 1913 г. - 2.095 чел.; в 1920 г.—1.488 чел. Кемь, расположенная при устье р. Кеми, уездным городом стала в 1785 году. Основание самого поселения относится к очень отдален­ ным временам и упоминается в ХУ веке, как Новгородская промысло­ вая фактория. В это время Кемь была волостью Марфы Борецкой. Позднее Кемская область была причислена к Соловецкому монастырю и с этого времени приобрела важное торговое значение, особенно по вывозу хлеба в Норвегию Население г. Кеми в 1914 году было 3 232 чел. обоего пола, в 1920 году— 3.630 человек. Кроме Кеми, на Беломорском побережье Карелии важными пунк­ тами, ведущими морскую торговлю, являются Сумский посад, Сорока, Кереть и Ковда. Значение и работа этих портов, еще очень плохо оборудованных портовыми устройствами, характеризуется данными следующих двух таблиц (сведения за 1913 год).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz