Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

удачных иопыток во нремя войны наладить вновь производство на Сеговецком 8аводе. Возникновение Олонецкой металлургической промышленности обязано было ннстоятельной потребности государства в чугуне и железе для военных целей. Район добычи руды был сравнительно близок к Петербургу, куда только что была перенесена столица, и соединялся с ним водными путями. В XIX столетии начала быстро развиваться промышленность гораздо более богатого Урала, а затем и юга России. Да вообще вни­ мание в это врекя было направлено уже не на север, а на юг и восток страны. Заводы, возникавшие в Олонецком крае терпели неудачу из-за недостаточной исследованности месторождений, из-за недостатка р а ­ бочих рук и отсутствия путей сообщения. Добыча ценных строительных материалов и всех прочих полез ных ископаемых, перечисленных выше, ведется в ничтожаых размерах. Даже добыча жемчуга, исконный русский промысел в Поморье, совсем упала, и в последнее время ;»тим делом занимались лишь несколько десятков человек, да и то, как подсобным, побочным промыслом, под­ час имеющим характер спорта. Вместе с тем, научные исследования последнего времени нисколь­ ко не опровергают представления об Олонецком крае и Поморье, как о стране, богатой ископаемыми. Наоборот, открываются новые место­ рождения. находятся новые руды и материалы, и это представление все более и более научно обосновывается. Причина слабого развития горной промышленности лежит не в недостатке ископаемых, а в усло­ виях их разработки. Среди возможных для эксплоатацаи природных рессурсов Олонии и Поморья далеко не последнее место занимает сила падающей воды. Пока были лишь отдельные немногочисленные попытки использовать даро­ вую энергию водопадов и порогов, но возможности такого использова­ ния очень велики. Применение электрической энергии, получаемой та­ ким способом, для тяга судов, сухопутного транспорта леса и руды, устройство электрических доменных печей, с таким успехом приме­ няющихся в Швеции в очень сходных природных условиях, и, наконец для электрофикации железной дороги явилось бы могучим фактором развития края. Возможность получения дешевой электрической энергии создает условия для добычи азота из воздуха и получения азотной кислоты и „норвежской селитры", азотистого удобрения, необходимого для подня­ тия земледелия всей страны. До проведения Мурманской железной дороги Олонецко-Поморский край не имел никаких устроенных путей сообщения, кроме несколь­ ких трактов и примитивных грунтовых дорог. Но даже и эти дороги

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz