Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

- 38 - Недостаток рабочих рук на промыслах держал уровень заработка на такой высоте, при которой сельское хозяйство в тех примитивных формах, в которых оно велось, соперничать с промыслами не могло Расслоение населяпия на группы—чисто промышленную, черпающую средства к существованию исключительно из промыслов и не связан­ ную совершенно с землёй, и группу чисто сельско хозяйственную, ко торая, наоборот, все свои силы отда^ада бы земледелию и особенно молочному животноводству—произойти также ве могло, т. к. большин­ ство работ на промыслах требует конской силы, необходимой на лес­ ных работах, при тяге судов по каналам и проч. Таким образом необ* ходимость содержать и кормить лошадь связывает крестьянина с земледелием. Большое значение, конечно, имеет как было уже указано и то, что жизненный уклад крестьянина тесно связан с земе:ьныы наделом, благодаря которому он обеспечен жилищем, топливом, а в свободное от сезонных промыслов время труд полных работников, и круглый год труд полуработников (детей, стариков, женщин с грудными детьми) может быть утилизирован в сельском хозяйстве. Фабрично заводской промышленности в Лодейнополь^ком уезде почти не существует. В 1913 году зарегистрировано только два промышленных заведения на весь уезд. По данным промышленной переписи 1918 года в Лодепнопольском уезде числится также только 2 предприятия с общим числом рабочих 17 человек Кроме Свири, да пожалуй почтового тракта, до проведения Мур­ манской железной дороги, в уезде не было никаких устроенных путей сообщения; до сих пор еще существуют селения, связанные с миром лишь конными и пешеходными тропами; весЕ.ой и осенью и так связь прекращается. Уездный город Лодейное 1 юле стоит на правом берегу Свири, па месте Олонецкой верфи („Лодейного аочя"), устроенной в 1702 году. На этой еерфи были построены первые русские военные карабли Балтийского флота. Город был образован в 1785 г. В 1913 году жителей было 1826, по переписи 1920 г.—4,626. На росте города отразилось несом­ ненно проведение железной дороги, При истоке Свири из Онежского озера (на левом берегу реки) расположено село Вознесенье или „Вознесенская пристань4—один из важнейших пунктов на Мариинской водной системе, в центре паро­ ходных сообщений с пристанями Онежского озер 1 и Петроградом. В дореволюционное время население Вознесенской пристани, небольшое в зимний период (около 1000 человек), с началом навигэ ции увеличивалось в 2-3 раза. Теперь Вознесенская пристань считается поселк<м городского типа. Население по переписи 1920 года— 1227 человек. Ново юдожский и Лодейноп льс кий уезды составляют ближний район влияния Мурманской железной дороги; оба уезда весьма сходны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz