Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
- 38 - Недостаток рабочих рук на промыслах держал уровень заработка на такой высоте, при которой сельское хозяйство в тех примитивных формах, в которых оно велось, соперничать с промыслами не могло Расслоение населяпия на группы—чисто промышленную, черпающую средства к существованию исключительно из промыслов и не связан ную совершенно с землёй, и группу чисто сельско хозяйственную, ко торая, наоборот, все свои силы отда^ада бы земледелию и особенно молочному животноводству—произойти также ве могло, т. к. большин ство работ на промыслах требует конской силы, необходимой на лес ных работах, при тяге судов по каналам и проч. Таким образом необ* ходимость содержать и кормить лошадь связывает крестьянина с земледелием. Большое значение, конечно, имеет как было уже указано и то, что жизненный уклад крестьянина тесно связан с земе:ьныы наделом, благодаря которому он обеспечен жилищем, топливом, а в свободное от сезонных промыслов время труд полных работников, и круглый год труд полуработников (детей, стариков, женщин с грудными детьми) может быть утилизирован в сельском хозяйстве. Фабрично заводской промышленности в Лодейнополь^ком уезде почти не существует. В 1913 году зарегистрировано только два промышленных заведения на весь уезд. По данным промышленной переписи 1918 года в Лодепнопольском уезде числится также только 2 предприятия с общим числом рабочих 17 человек Кроме Свири, да пожалуй почтового тракта, до проведения Мур манской железной дороги, в уезде не было никаких устроенных путей сообщения; до сих пор еще существуют селения, связанные с миром лишь конными и пешеходными тропами; весЕ.ой и осенью и так связь прекращается. Уездный город Лодейное 1 юле стоит на правом берегу Свири, па месте Олонецкой верфи („Лодейного аочя"), устроенной в 1702 году. На этой еерфи были построены первые русские военные карабли Балтийского флота. Город был образован в 1785 г. В 1913 году жителей было 1826, по переписи 1920 г.—4,626. На росте города отразилось несом ненно проведение железной дороги, При истоке Свири из Онежского озера (на левом берегу реки) расположено село Вознесенье или „Вознесенская пристань4—один из важнейших пунктов на Мариинской водной системе, в центре паро ходных сообщений с пристанями Онежского озер 1 и Петроградом. В дореволюционное время население Вознесенской пристани, небольшое в зимний период (около 1000 человек), с началом навигэ ции увеличивалось в 2-3 раза. Теперь Вознесенская пристань считается поселк<м городского типа. Население по переписи 1920 года— 1227 человек. Ново юдожский и Лодейноп льс кий уезды составляют ближний район влияния Мурманской железной дороги; оба уезда весьма сходны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz