Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

Петроградский рынок бел всякой переработки—летом свежей—живой или во льду, а зимой в мороженом виде. Следующее место по значению для населения Новоладожского уеада занимают промысли, связанные с обслуживанием водного транс­ порта: судостроение, служба на шлюзгх, судах и проч. Лсмки плитняка также доставляли некоторый заработок но ну «но I казать что этой работой в Новоладожском уезде занималось много пришлых рабочих. Из отхожих промыслов можно указать на извоз и Петрограде, службу па железной дороге и вообще службу по найму в столице. Со­ вершенно своеобразными отхожими промыслами являются коновальство и „тараканий" промысел, т. е. истребление насекомых и мышей. Про мыслы эти, никогда не занимавшие много лиц, но дававшие иногда довольно крупный заработок, Сыстро падали ко времени роволюции. Фабрично-завод .кая промышленность в Новоладожском уезде раз­ вита очень мало. Один небо 1 ьшой пароходостроителькый завод, один- чугуно-лптейаый, Несколько кирпичных и четыре паровых мельницы —исчерпывают весь перечень сколько-нибудь значительных промышлен­ ных предприятий в предреволюционное время. Уездный город Н )вая Ладога основан в 1704 году Петром Первые - который приказал перевести сюда жителей из Старой Ладоги. До это- го времени на месте Новой Ладоги был Никольско-Медведский мона­ стырь. По переписи 1920 года население Новой Лацоги исчислено в 3.579 человек; ко времени начала войны жителей было свыше 4.0Q0 человек. В 12 верстах от Новой Ладоги вверх по Волхову,' на реке Ладож ко расположено одно из древнейших, поселений—Старая Ладога, изве- с.тная уже в IX веке. Ладога основана, вероятно, скандинавами на ме­ сте древнего финского поседения. По летописи она была первой сто лицей Рюрика. Владимир Мономах построил вокруг Ладоги каменные пены; в это же время выстроена церковь Св. Георгия, сохранившаяся до сих пор. Ладога, построенная в безлюдной местности, никогда не была крупным торговым пунктом, хотя и расположена на пути „из Ва­ ряг в Греки", и имела значение лишь как временная торговая база, фактория, и укрепление, являясь местом столкновения с финнами и позднее со шведами; с 1610 по 1617 г. Ладога даже принадлежала Швеции под именем „Адлейгабурга". На берегах Волхова у Старой Ла­ доги много дравпих курганов. По переписи 1920 года население старой Ладо 1 и всего только 608 человек. Если Старая Ладога представляет интерес, как памятник далекой старины, то поселок при ст. Званка, наоборот, является типичным со временным образованием, развившимся лишь благодаря железной доро­ га Население его по переписи 1920 года дошло уже до 2.050 человек ~ 83 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz