Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
Петроградский рынок бел всякой переработки—летом свежей—живой или во льду, а зимой в мороженом виде. Следующее место по значению для населения Новоладожского уеада занимают промысли, связанные с обслуживанием водного транс порта: судостроение, служба на шлюзгх, судах и проч. Лсмки плитняка также доставляли некоторый заработок но ну «но I казать что этой работой в Новоладожском уезде занималось много пришлых рабочих. Из отхожих промыслов можно указать на извоз и Петрограде, службу па железной дороге и вообще службу по найму в столице. Со вершенно своеобразными отхожими промыслами являются коновальство и „тараканий" промысел, т. е. истребление насекомых и мышей. Про мыслы эти, никогда не занимавшие много лиц, но дававшие иногда довольно крупный заработок, Сыстро падали ко времени роволюции. Фабрично-завод .кая промышленность в Новоладожском уезде раз вита очень мало. Один небо 1 ьшой пароходостроителькый завод, один- чугуно-лптейаый, Несколько кирпичных и четыре паровых мельницы —исчерпывают весь перечень сколько-нибудь значительных промышлен ных предприятий в предреволюционное время. Уездный город Н )вая Ладога основан в 1704 году Петром Первые - который приказал перевести сюда жителей из Старой Ладоги. До это- го времени на месте Новой Ладоги был Никольско-Медведский мона стырь. По переписи 1920 года население Новой Лацоги исчислено в 3.579 человек; ко времени начала войны жителей было свыше 4.0Q0 человек. В 12 верстах от Новой Ладоги вверх по Волхову,' на реке Ладож ко расположено одно из древнейших, поселений—Старая Ладога, изве- с.тная уже в IX веке. Ладога основана, вероятно, скандинавами на ме сте древнего финского поседения. По летописи она была первой сто лицей Рюрика. Владимир Мономах построил вокруг Ладоги каменные пены; в это же время выстроена церковь Св. Георгия, сохранившаяся до сих пор. Ладога, построенная в безлюдной местности, никогда не была крупным торговым пунктом, хотя и расположена на пути „из Ва ряг в Греки", и имела значение лишь как временная торговая база, фактория, и укрепление, являясь местом столкновения с финнами и позднее со шведами; с 1610 по 1617 г. Ладога даже принадлежала Швеции под именем „Адлейгабурга". На берегах Волхова у Старой Ла доги много дравпих курганов. По переписи 1920 года население старой Ладо 1 и всего только 608 человек. Если Старая Ладога представляет интерес, как памятник далекой старины, то поселок при ст. Званка, наоборот, является типичным со временным образованием, развившимся лишь благодаря железной доро га Население его по переписи 1920 года дошло уже до 2.050 человек ~ 83 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz