Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

леделие начало оправляться. И*енешяпосевной площади'главнойшах культур выясняются из сопоставления следующих данных: Поеевп&и площадь главнейших культур. Число десятин. Р 0 Ж ь. Пшеница. 1 • ш я, я 33 А га с S % S3 л № о © я О И о о т | м * 1916 г. . 9154 94 61 168 8683 569 1807 о55 1920 г. . 7972 33 3 73 2933 310 753 265 Исчислено в 1921 г. , 8626 249 6 250 5892 1153; 12*28 488 В 1920 и 21 годах всюду на Севере резко проявился интерес к земледелию, вызываемый необходимостью обеспечиться своим хлебвм и избавиться от призрака голодной смерти. Это стремление к земле от- разилось прежде всего на составе работающих в поле: до революции мужчины зчняты были промыслами, предоставляя полевые работы 8 значительной степени женщинам; теперь в земледелие влился мужской груд. С уменьшением за время войны и революции количества скота й недостатком вследствие этого навозного удобрения, во многих местах возродилась вновь уже почта оставленная подсечная, огневая система земледелия. На подсеках, удобренных золой сожженного леса, хлеб р о ­ дится года два и без навоза. Выжигание леса для посевов повело к увеличению лесных пожаров, опустошавших и без того уже истощен ные выборочными рубками северные леса. Если в других районах Севера появившееся во время продоволь­ ственного кризиса тяготение к земледелию может оказаться устойчи вым и вызовет прогресс и расширение этой заброшенной отрасли се­ верного сельского хозяйства, то для Новоладожского уезда явление это несомненно временное: улучшится общее экономическое положение, возобновится возможность подвоза хлеба -и снова крестьяне Не вола- дожского уезда будут работать главным образом на промыслах, полу­ чая продовольствие с юга. Такое положение вытекает из совокупности условий, в которых находится уезд: с одной стороны—наличие промы­ слов, интенсивно развивиющихся благодаря близости Петрограда, а с другой стороны—дешевые водные пути, соединяющие этот район с производящими губерниям*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz