Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

ряющейся только по Волхову, залегают отложения силлурийской си­ стемы, выраженные плотными толстослоистыми известняками; силлурий­ ские отложения обрываются к северу крутым уступом— „глинтом“, проходящим в широком направлении несколько севернее линии же­ лезной дороги от западной границы уезда до реки Сяс-и. Девонские отложения, залегающие поверх силлура, занимают юг и севера восток уезда. Новоладожский уезд не обладает особенно ценными ископаемыми. Наибольшее значение имеют известняки, разрабатывающиеся на обоих берегах Волхова от старой Ладоги почти до Гостипополья, и по бере­ гам р. СяСи, т, е. там, где под слоем послетретичных напластований залегают силлурийские отложения. Самые ценные—нижние слои силлу- рийских известняков, так называемые „дикари", представляющее от­ личный материал для тротуарных плит, лестниц, цоколей и проч. Верхние слои известняков служат материалом для изготовления цемента, и благодаря обилию этого материала цементное производство могло бы быть развито очень широко. На дюнных образованиях побережья Ладожского озера и ка бере гу Волхова у Старой Ладоги разрабатываются белые кварцевые пески, употребляющие для стекольного производства. Эти пески соответствуют кембрийским отложениям и могут быть встречены во многих местах между уступом (глиптом), которым обрываются силлурийские отложе ния, и побережьем озера Имеются в уезде и синие кембрийские леи ные глины, по они до сих пор почти пе добывались. Ладожское озеро, вдоль юго-восточного берега которого распола­ гается Новоладожский уезд,—самое большое озеро г. Европе. Занимае­ мая вм площадь достигает 18.724 кв. километров, а об'ем ■приблизи­ тельно 882 куб. километров. Северо-западная его часть, примыкающая к Финляндии, —глубокая (до 223 метров) со скалистыми, сильно из­ резанными берегами из гранита, гнейса и мраморов, с многочисленны­ ми бухтами, заливами, острогами. Юго-восточная часть озера—-болео мелкая с постепенно понижающимся дном я низкими песчано-суглини­ стыми берегами. От истоков Невы до устья Свнри вдоль берегов озера т я н у т с я две линия каналов, входящих в состав Мариинской, Тихвинской it Вышневолоцкой водных систем и служащих для обходного движения, минуя озеро, речных судов, неприспособленных для плавания по бур­ ному и непостоянному Ладожскому озеру. Ближе к озеру расположены старые каналы, начатые постройкой еще при Петре Великом. Новые каналы шире и глубже и наполняются водой при помощи шлюзов из озера и водохранилищь с таким расчетом, чтобы даже в периоде наи­ меньшего уровня воды в озере по ним свободно могли пройти груже­ ные суда. - 25 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz