Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

город „Романов на Мурмане1, переименованный затем б „Мурманск Для развития его благоустройства был намечен весьма обширный плав мероприя тий, который, из за наступимте событий; удалось осуще­ ствить лишь в весьма незначительной степени. Общая стоимость вы строенной жел. д(роги ПетрезаЕОДСк-Мурманок, длиною в 987 верст, определилась к началу 1917 года в сумме около 180 мил. рублей. С открытием цвнженгя грузов по этой дороге, ясно определились неудобства, получающиеся вследствие отделения ее от остальной сети казенных дорог частной Олонецкой дорогой короткого протяжения Сначала возникло было предположение о передаче Мурманской ж. д. е пользование Обществу О донецкой ж. д. Но с выделением, в конце 1916 года, из состава Строительного Управл 1 б и я особого самостоятель ного „Управления временной эксплоатащш Мурманской ж. д.“ вопрос был пересмотрен, и было решено этому последнему Управлению пере дать также и Олонзецкую дорогу, выкупив ее в казну. Решение это было осуществлено уже при Временном Правительстве; постановлением его от 1 апреля 1917 года, и таким образом, с этого срока произошло об'едияеняе обоих дорог в одну общую Му рманскую дорогу С 20 ян­ варя 1919 г ей передан был для эксплоатации также и участок Пет­ роград (Рыбацкое)—Званка Тихвин Северных ж. д., чем достигнуто было сосредоточение всего сквозного рельсового пути Петроград Мур манск, в руках одного Управления. пр ведением этого пути, заветная мечта многих поколений русских деятелей о создании выхода к Северному океану пилу-шла. наконец свое осуществление. Переа; государством встает теперь за дача наилучшего использования вновь выстроенной дороги в интере­ сах всего народного хозяйства России. Все экономические залачи. выдвигавшиеся при проэктаровании эт >йдороги еще в 90 г. г. прош­ лого столетия, приобретают ныне, в новых условиях жизни, особо актуальное значение. Крайне существенным становится значение дороги и е( незамерзающего порта для развития наших внешних сн о ­ шений, в виду недостатка русских гпртов на Балтийском побережьи, и в связи с выяснившейся необходимостью в целях экономического возрождения России самого тесного взаимодействия с западными странами. Не менее важно использование дороги в целях колониза ционного и промышленного оживления, прорезываемого ею района Чтобы выйти из нынешнего своего состояния материальной разрухи, России необходимо напряжение всех сил ее народного хозяйства, и * этой точки ярения является настоятельно необходимым принятие всех возможных мер к использованию, наряду с естественным ! богатств ши других районов России, также и неисчерпаемых и сравнительно легко, благодаря дороге, реализуемых лесных, рыбных и минеральных богатств Олонецк I Мурманского края. Сооружение Мурманской жел. дороги явчяется лишг первым шагом к достижению этой основной цели — 22 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz