Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

~ 20 продовольствия для рабочих, в организации перевозок этих грузов по различным путям и в обеспечении постройки рабочей силой". Особые затруднения при сооружении дороги вызпача заболочен* ность местности: из У87 верст всего пути Петрозаводск-Мурманск. около 260 верст проложено по болотам, что потребовало выполнения весьма тяжелых и сложных земляных работ. В связи с этой заболочен’ ностью и обилием озер, очень велико число пересекаемых липией рек, речек и ручьев, что потребовало устройства на всем пути до 1.100 искусственных сооружении. Огромные затруднения были созданы также и наличием зимой темного времени в северной части дороги. Это вы* зывало необходимость установления работы в течение всей полярной ночи при освещении, главным образом, факелами, так как при посто­ янном ветре и снежных метелях, фонари часто оказывались непригод­ ными. Исключительные трудности представила заготовка и доставка необходимых припасов и инвентаря, вследствие расстройства нормаль­ ного состояния товарного рынка, запрещения вызова из ряда губерний продовольственных грузов, перегруженности по военному времени сети железных дорог, отсутствия постоянных гужевых дорог в крае, совер- шенной недостаточности и неприспособленности для построечных пе­ ревозок наличного флота, имевшегося как ва внутренних водных пу­ тях (из Петрограда по Маринской системе и Онежскому озеру и из Котласа по Сев. Двине чрез Архангельск), так и на Белом море и Ле­ довитом Океане. Для приема прибывающих с моря грузов пришлось устраивать специальные железнодорожные пристани и склады в Соро­ ке, Кеми, Поньгаме, Чупе, Кандалакше, Коле и Мурманске и произво­ дить в них портовые операции. Крайне сложным и трудным оказался также вопрос о рабочих, которых, в виду безгподности края, приходилось доставлять извне. Вследствие тяжелых климатических условий работы, вызывавших забо­ левания, громадное большинство рабочих не задерживалось на долгие сроки, и Управлению по постройке приходилось все время заменять одни партии рабочих другим. Между тем наем их, вследствие крайнего недостатка свободных рабочих рук, вызванного комплектованием рядов армии, делался все более трудным. На помощь пришло Военпое Ве­ домство, предоставившее для работ военнопленных. Продуктивность работы этих последних была, однако, ниже продуктивности свободных русских и финских рабочих, и они в общем .хуже переносили клима­ тические условия кран. Чтобы к сроку закончить постройку дороги, Управление решило вывести с Дальнего Востока необходимое количе­ ство китайских рабочих. 1аким образом, в работах по поегройко прини­ мали одновременно участие представители самых разнообразных нацио­ нальностей с разным языком, разными привычками ц требованиями что крайне затрудняло создание необходимых условий совместнойих жизни- Заслуга непосредственного осуществления постройки Мурманской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz