Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

19 материалов, Министерство Путей Сообщения пригнало возможным се­ верную часть линии от Кольского залива до К шдалакши, как наиболее легкую по своим топографическим условиям, выстроить в течение од­ ного строительного сезона, что давало возможность уже к зиме 1915- 1916 г. г. установи;ь в обход Беломорского горла смешанное сообще­ ние русской рельс, вой сети с Ледовитым океаном через посредство незамерзающей части- Белого моря между Сорокой и Кандалакшей. Что касается южной части линии от Кандалакши до Сороки, гораздо более трудной для постройки, в виду прохождения ое по большим болотам и отрогам скандинавских гор, то эту чзсть пути, даже при самом спешном производстве работ, предполагались осуществить в течение двух строительных сезонов, т. е. лишь к зиме 1916-1917 г.г. Эти пред­ положения были одобрены Советом Министров и утверждены царем к исполнению резолюцией от 3>го июня и 23 сентября 1916 года. К заготовке материалов и подготовительным работам было пре­ ступлено с ранней весны 1915 г. Первая лопата земли была взята в начале июня этого года, а укладка сквозного рельсового пути от Пет розаводска до Сев. Ледовитого океана была :?акон?ена 3 ноября 1916 года, т е. менее чем в полтора года. Такая скорость прокладки гыся- чевеостного рельсового пути с исключительно трудными условиями постройки, не примыкающего ни в одном пункте к сети жел дорог и проходящего по мало обитаемой территории, покрытой громапным ко дичеством болот и озер и сплошь поросшей лесом, является совершен но беспримерной в истории железнодорожного строительства. Этот успех русской техники, недостаточно освещенный в русской иатати, был должным образом оценен иностранной прессой, поместив шей о нем ряд статей, в которых сооружение Мурманской дороги наз­ вано титанической работой. Управление по постройке дороги состави­ ло в конце 1916 года перечень препятствий, с которыми ему прихо> далось бороться, и напечаталj этот перечень в изданной им тогда же аа правах рукописи книжке: „Краткий очерк постройки жел. дороги на Мурмаа“. В предисловии к нему Управление пии ет: „за каждым пунк­ том этого сухого протокольного перечня скрывается огромная борьба со стихийными силами и препятствиями экономического свойства. Сти­ хийными препятствиями явились условия обстановки работ: суровый климат, сплошная полярная ночь в течение I 1г месяцев, краткость летнего строительного периода, ничтожное количество населения, от­ сутствие жилищ, отсутствие путей сообщений и мес ных перевозочных средств, отдаленность и разобщенность постройки дороги от сети жел. дорог, отсутствие на месте врачебной помощи, болезни, вследствие су­ рового климата и т. п. Военным временем и условиями жизни в диком безлюдном крае созданы были тяжелые задачи экономического св >й~ ства: в заготовку необходимых для постройки дорлги материалов и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz