Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

з т я н привлечь к делу постройки дороги частных капиталистов. С этой целью» но ходатайству названной группы, был выработан и утвержден 28 фе­ враля 1912. г. устав частного общества Олонецкой жел. дор. Несмотря на наличие в уставе довольно выгодных пунктов, русские финансовые круги очень слабо реагировали на вступление в это дело. Иностран­ ные же капиталисты отнеслись иначе, и явились два предложения на финансирование общества: 1) немецкое общество “Berger ot Сше“, фи ­ нансируемое Deutsche Bank и 2) английская компания с обществом „Bombay Frost". Из-за ряда соображений, учредители об-ва Олонецкой ж. д. с немецким обществом не пожелали вести переговоры, а со вто­ рым не пришли к соглашению по чисто финансовым разногласиям. В мае 1912 года начались сношения с французским строительным обще­ ством „Entreprise Generale“, во главе с инженером Лушер. Согласно заключенному с учредителями об-ва условию, Лушер в августе присту­ пил к производству изысканий от ст. Званка Сев. ж. д. до Петрозавод­ ска, каковые к концу 1912 года были закончены. Расценочная ведо­ мость была утверждена правительством 1 мая 1913 года, после чего Лушер от имени французского синдиката дал согласие на финансиро­ вание предприятия и открыл действия общества. Было организовано управление работ по постройке Олонецкой дороги, под руководством главного инженера Г. К. Гонига, и выбрано Правление Об ва, в соста­ ве председателя, известного железнодорожного деятеля В. А. Нагрод- ского, и членов: В. В. Савельева, В. В. Хвощинского, Н. В. Вольтмана, Л. И. Каминки (от Азовско-Донского банка) и от французских капита- листов—Л. Лушер и К. Бояр. Вследствие встретившихся однако, вре­ менных финансовых затруднений, к работам по постройке дороги не представилось возможным приступить немедленно, и временем фактиче­ ского начала этих работ можно считать лишь 14 июля 1914 года. Об‘явление через шесть дней войны грозило сначала задержать постройку, но последующие события изменили такое полож ыие, и на­ оборот Обществу было предложено принять меры к полному развитию работ с тем, чтобы открытие движения до Петрозаводска Могло со­ стояться а зиме 1915—1916 гг. Великая война, имевшая одним из своих последствий закрытие всех портов Балтийского и Черного морей для внешней торговли, по­ служила толчком для немедленного осуществления постройки Мурман­ ской ж. дороги с выходом на берега Сев Ледовитого океана. Внеш­ ние сношения Европ. России сделались возможными исключительно через Белое море, в направлении к которому существовала только одна узкоколейная жел. дорога от Вологды к замерзающему на продолжитель­ ныйсрок Архангельскому порту. Министерством Путей Собщения было не­ медленно приступлено к перешивке этой дороги на широкую колею и ири- нлтыдругие меры к усилению ее пропускной и провозной способности. Бы­ ло, однако, ясно, что и с осуществлением-ахи^мер, одного Архангельского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz