Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.

илек к себе усиленное внимание городских и вемских учреждений за ­ интересованные губерний Начиная с 1894 года, и в течение дальней шего почти 20 летнего периода, учреждения эти проявили огромную энергию и настойчивость в борьбе за осуществление Мурманской доро гц и па преодоление наблюдавшейся по этому вопросу в правитель етвенных кругах инертности. Много раз в течении этого периода осуществление дороги, цели­ ком или в отдельной ее части, казалось уже совершенно близким. На постройку дороги получались высочайшие разрешения, за которыми обычно следовали всеподданнейшие благодарственные адреса земства и милостивые ответы царя, в сметы вносились даже кредиты на приступ к сооружению, но тем не менее, на сцену появлялись каждый раз ка кие-нибудь новые возражения общегосударственного или специально финансового характера, и дело опять откладыв алось. И если, несмотря _ на это, к началу 1пГтийбй европейской войны, все-таки первое звено Мурманской дороги (линия Петроград Петрозаводск) была в периоде постройки, а нзобходимость приступа к сооружению остальной ев части в течение первого же года войны была для всех ясной и ве вызъшала более никаких споров, то заслуга этого принадлежит глазным обр юм, упомянутым городским и земским учреждениям. В 1894 году Петроградская Городская Дума, и по ее инициативе также и Петроградская и Олонецкая губернские земские упраны, воз будили ходатайство перед правительством о проведении Мурманской дороги, клк одной из главнейших линий, необходимых для поднятия производительных сил севера. В результате этих ходатайств, в 1895 г последовало высочайшее разрешение на постройку жел. дорога до Петрозаводска, причем к осени этого года были закопчены изыскание названной дороги. К ее сооружению, однако, приступлено не было. На дальнейшие с б о и ходатайства Олонецкое земство, в марте 1899 года, получило от департамента железнодорожных дел, по прика­ занию министра финансов, снова все тот же ответ, что к псуществле нию линии Петроград Петрозаводск-Кемь в ближайшем будущем пре­ ступлено быть не может. Воспользовавшись состоявшимся 24 вюля 1899 года торжественным открытием нового порта Александровски н* незамерзающем берегу Северного океана, Петроградская Городская Дума и Олонецкое губернское земство, при поддержке Архангельского губернатора, обратились к присутствующему па открытии порта вели­ кому князю Владимиру Александровичу с просьбой поддержать пегед царем их ходатайство о скорейшем соединении порта Александровски рельсовым путем со столицей. Это обращение имело, одиако. пе боль­ ший успех, чем все предыдущие, Нокым поводом для ходатайств Олонецкого земства явилось со­ стоявшееся в 1901 году распоряжение о поегройке на средства казны Пегроградско Вятской же я. дор.; на одно из этих ходатайств— об одно 15 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz