Производительные силы района Мурманской железной дороги, 1923 г. / Правление Мурманской ж. д. – Петрозаводск : Типо-Литография Мурманской железной дороги, 1923. - 236,[2] с., [3] л. ил.
14 i-ив-в Екатерининской гавани нового небольшого города, ааяваииоге Александровском, в который был одновременно перене. ен из Колы уездный административный цевтр. Никаких мер к надлежащему pasии- гию этого города принято однако не было. Таким образом, идее большого военного и коммерческого порте на Мурмане не суждено было в 18У4 году осуществиться. События по следней великой войны наглядно показали, до какой степени прав был а постановка даваого вопроса С. Ю. Витте, и как много выиграла бы Россия, если бы к осуществлению этой идеи было приступлено еще в 1894 году. Вопрос о проведении жел. дорога на Мурман обсуждался в 1894 г гакжо в комиссии по проведению жел. дорог H.t севере России, при чем и здесь, конечно, обнаружилось разногласие между представителями военного в моргкого министерств—с одной стороны, и министерства финансоь —с другой Представители первых министерств решительно отрицапи за Мурманской жел, дорогой всякое стратегические значение указывая на рискованность и преждехфеменность устройства на Мур мане военного порта. Представитель же мианстерства финансов, не касаясь военного лвачения нроэктиругмой дороги, остановился специально ва значении дороги для развития нашего северного мореходства и поднятия* нашего рыбного и звериною промыслов в Ледовитом океане. Что касает< я не правления Мурманской дороги, то в комиссии сначало было указано на выгодность продолжения жел, дороги от Улеаборга до залива Печен ги или до порта Владимир, но затем комиссия отдала предпочтение линии Петроград Выборг-Сердоболь-Кемь Кола по тем сооб ажениям, что линия эга дает кратчайшее направление от Петрограда и соедц гнет его не только с Мурманом, но и с Белым морем, и, FfpoMs того соединяет с этим последним морем также дан больших внутренних бас сейна: Ладожское и Онежское о^еро. Впоследствии, однако, в виду глав ныя обраi >и нежелательности проведения жел 'дороги через ФииляК' дию, было решено остановиться на проведении дороги от Петрограда через Лодейное-Г! о де-Петрозаводск Повенец Кемь. В этом последнее направлении инженером Романовым были произведены в 1895 году пред йарагельные изыскания от Петрограда до Кеми, а в 1894 году инже нером Журдащш был произведен осмотр местности от Кеми до Канда закши и инженером Р ^ 2 Кшх==ад^~Кандалакши до Колы и далее до v Екатерининской гавани, которую комиссия наметила в качестве конеч* аого пункта Мурманской дороги. Сооружение этой дороги было одпако отложено, в виду i-редстоявшьх тогда крупных ассигнований из казны на устройство других дорог севера России, признанных более гажпыми по государственному значенмю, а именно: Вологодско-Архангельской и Пермь Котласской. Виарос о проведении жел. дороги от Петрограда на Мурман при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz